to Aleksandr Sever
Вы уж извините, но мне показалось, что этот матерьял будет здесь уместным
Неман — река загадок
Подполковник АЛЕКСАНДР СЕВЕНКО
Неман — река загадок,
В толще песка на дне
Много открытий чудных
Прячет он в глубине!
«Бацька наш, Неман!» Так любовно мы называем одну из крупнейших белорусских рек. Однако река Неман имеет огромное значение не только для тех, кто проживает на ее берегах. Неман входит в число важнейших рек Европы, оказавших значительное влияние на становление и развитие ее цивилизации. Существует огромное число малоизвестных, но вместе с тем интереснейших событий, фактов и историй, связанных с Неманом, которые имеют право стать достоянием общественности.
Как считают ученые, уже более миллиона лет назад на месте Немана существовала древняя река. Позднее эту территорию не раз покрывали надвигавшиеся с севера ледники. Когда они уходили, в результате таяния льдов Принеманье на время становилось дном обширного Неманского моря. Затем, размывая моренные гряды, река вновь возрождалась и пробивалась к Балтике. В последний раз Неманское море и отступающие ледники оставили после себя многочисленные песчаные дюны и возвышенности, которые со временем покрылись густым лесом. Люди впервые появились на берегах реки примерно 11 — 12 тысяч лет назад. В X веке н. э. верхнее Понеманье заселили славяне, а ниже по течению жили литовские племена.
Кто назвал Неман Крононом
В современной исторической литературе широко распространена информация о том, что в древности река Неман называлась Крононом. Исследователи ассоциируют это слово с именем древнегреческого титана Кроноса (или Хроноса), ставшего олицетворением всепоглощающего времени. В какие времена и какие народы дали седому Неману это название?
Каждый житель Гродненщины с детства знает, что по-белорусски наша река называется Нёманом. В литовском же языке эта водная артерия издревле именуется как Nemunas (Нямунас). В X веке нашей эры, когда сюда пришли славяне, верхнее Понеманье заселяли балтские племена — предки современных литовцев, и считается, что именно их мы должны благодарить за современное название реки. Имеется предположение, что оно происходит от жмудского nominis — домашний, обжитый, уютный. Некоторые топонимисты полагают, что это наименование может вести свои корни и от славянской основы «нем» (немой) — тихий, спокойный, по-белорусски — «павольны». Есть также мнение, что имя Неману дали угро-финские племена, которые обитали в Принеманье задолго до балтов. Река впадает в Куршский залив, отгороженный от Балтийского моря длинной Куршской косой, состоящей из песка, принесенного могучим Неманом, в связи с чем ряд ученых выводит ее название от финского niemi — «мыс, коса, полуостров» (а по-карельски — nemel).
В древнейших, дошедших до нас письменных источниках крупнейшая водная артерия, протекающая по современной территории Гродненщины, Литвы и Калининградской области, уже называлась Неманом. Точнее, в польских и латинских источниках — Niemen и Nemen (Немен), немецких — Memel (Мемель, что является производным от балтского Nemunas), в древнерусских — Немънъ, Немонъ. Так, в Ипатьевской летописи в сообщении за 1262 год говорится, что Войшелк «…учини собе манастырь на реце на Немне, межи Литвою и Новымъгородкомъ, и ту живяше», а в сообщении этой же летописи за 1276 год упоминается пограничная крепость «Турийск, на реце Немне».
А когда же появилось название Кронон?
В 1490 году в Риме Петр Турский переиздал древнюю «Карту Европейской Сарматии» (Tabula Europae Sarmatiae), составленную во втором веке нашей эры римским географом Клавдием Птолемеем (около 90 — около 168 гг.), оригинал которой не сохранился. На этой карте Неман впервые в дошедших до нас источниках был обозначен как Chrones (Кронес). В окрестностях Кронеса обитали племена финнов (phinni, на северо-западе, на левом берегу реки), балтские племена галиндов (galindae, на юго-востоке, на правом берегу) и судинов (sudini, восточнее галиндов). На северо-восточной части побережья Балтийского моря, справа от устья реки, жили венеды (venedae), которых некоторые историки считают балтийскими славянами и по имени которых часть моря, куда впадал Кронес, называлась Венедским заливом (Sinus Venedicus). Река вытекала из Венедских гор (Venedici Montes, современная Белорусская гряда, частью которой является Минская возвышенность, откуда берет начало Неман).
На «Новой карте Польши и Венгрии» Себастьяна Мюнстера, изданной в 1540 году в Базеле, река подписана двойным названием — как Nemen (Немен) и как Chronon (Кронон), а вытекала она из Chrones Lacus (озера Кронес). На «Краткой карте польского королевства и небольших провинций вокруг него» этого же автора, вышедшей в свет в 1544 году, река уже называется исключительно Неманом, но свое начало берет из легендарного озера Chrone (Кроне). Это же озеро (Cronau Lacus) в качестве начала Немана указывают авторы «Карты Ливонской провинции и ее окрестностей» 1570 года, а также знаменитый Меркатор, на карте Литвы 1572 года подписавший его как Crono Lago. Так что же это за озеро?
Чтобы ответить на этот вопрос, поднимемся к верховьям Немана. Река берет начало из речушки Неманец на Столбцовской равнине вблизи деревни Верх-Неман Узденского района, затем течет в извилистом русле по так называемой Неманской низине, а в своем нижнем течении — по Среднелитовской и Приморской низменностям (в районе дельты Немана последняя известна как Нижненеманская низменность) — и впадает в Куршский залив Балтийского моря, образуя дельту. Добавим, что на самой границе Минщины и Гродненщины, в Столбцовском районе, в южной части Налибокской пущи, расположено озеро Кромань. Из него вытекает речка Кроманка, впадающая в Неман недалеко от его истока. Расположенное вдали от селений, озеро Кромань сохранило свою первозданную красоту. Максимальная длина озера составляет 1,4 км, ширина — 1,12 км, а площадь водного зеркала — 0,92 кв. км. Котловина Кромани карстового происхождения. Озеро относится к среднеглубоким: максимальная глубина — 26,5 м, средняя — 13,2 м.
В древности считалось, что именно отсюда берет исток наша водная артерия. Река Кроманка сохранила в своем названии прежнее имя седого Немана — оно звучало как Кромань или Кроман, а вовсе не Кронон, и не имело никакого отношения к мифологическому Кроносу. Именно по названию этой речушки в 1568 году на карте Джакомо Гашталди верховья Немана вновь были названы Крононом. Считается, что гидроним Кромань кельтского происхождения. Кельты могли попасть на территорию современной Беларуси в первом тысячелетии до нашей эры. В дошедших до нас кельтских языках, например в бретонском, слово crom — это круг, окружность, а cro — закрытое место. И действительно, озеро Кромань — овальной формы, слегка вытянуто к юго-востоку, а с высоты птичьего полета выглядит похожим на блюдце, вдобавок укрыто от людских глаз густыми лесами. Это имя оказалось созвучным славянскому словосочетанию «укромное место», или «глухомань», а потому озеро и донесло до нас свое древнее название.
Гидроним Неман также может иметь кельтские корни. Например, ирландцы почитали богиню войны и разрушения Неман (Немон, Немаин). Она являлась прекрасной девой либо вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Неман являлась возле речных бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Возможно, древние жители Принеманья оказали жестокое сопротивление кельтским завоевателям, которые позже назвали эту реку именем богини войны.
Неман — родина кремня
Вполне возможно, что от гидронима Кромань (Кроман) происходит славянское слово кремень (и его латышский аналог krams). В те времена этот твердый минерал, пригодный для изготовления многих орудий труда, в большом количестве добывали в Принеманье, например, в древних шахтах, найденных археологами в окрестностях современного Красносельска. Затем кремень посредством межплеменной торговли распространялся в центральной Европе и на Балтийском побережье, где из него изготавливались ножи, наконечники стрел и копий, вкладыши для серпов и многое другое. Существует легенда о происхождении наименования деревни Кремяницы Зельвенского района Гродненской области (в 25 км от Немана): когда-то через деревню протекала небольшая речушка Крамянка, в которой добывали кремень, отсюда и название. На Гродненщине есть также населенные пункты Кремушевка (Новогрудский район, 9 км от реки Неман), Кремешево (рядом с Ошмянами) и другие. Кое-какие отдельные слова, ведущие род от корня «крем», «крам» или «кром», были заимствованы у праславян некоторыми соседними народами. Англы и саксы, в древности граничившие со славянами по реке Эльбе, называли кремниевые кинжалы термином «скрамасакс», что могло означать «саксонский (в отличие от славянского) кремниевый нож» (впоследствии, когда англосаксы захватили Британские острова, это название перекочевало в английский язык, означая уже бронзовое или железное оружие того же типа). В немецком языке такого рода заимствование сохранилось в названии топора — «skrama» (т. е. «из кремня»), а также в слове «schramm(e)» (шрам, или след от кремниевого оружия). Должно быть, такие шрамы готы получали от предков современных славян, защищавших свои территории оружием, сделанным из принеманского кремня. В славянских языках дошло до наших дней соответствующее слово — «кромсать», т. е. резать с помощью «крома» (кремня). Причем это слово после широкого распространения металлических ножей получило новый оттенок — резать не совсем ровно. Это слово сохранило иронию наших пращуров эпохи металла над тем, как их древние предки на берегу реки Кроман «кромсали» мясо, дерево и шкуры не совсем удобным первобытным кремниевым ножом.