Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Четверг, 18.04.2024, 06:17
Приветствую Вас Гость
Главная » 2013 » Август » 22 » Локализация "половецких" городов Сугрова, Шарука�
09:34
 

Локализация "половецких" городов Сугрова, Шарука�

16

С.В. Трусов

Локализация «половецких» городов

1. Современные воззрения на локализацию и принадлежность городов Сугров, Шарукань и Балин.

Вот что пишет Большая Советская энциклопедия (БСЭ): «Шарукань (от имени половецкого хана Шарукана), город 11 — начала 13 вв., предположительно на Северском Донце, в районе гг. Чугуев — Змиёв. Возник на базе поселения аланов, имел смешанное население и был зимним убежищем половцев. В 1111 Ш. был взят войсками Владимира Всеволодовича Мономаха и др. русских князей. В 12 — начале 13 вв. Ш. запустел.Лит.: Плетнева С. А., Половецкая земля, в кн.: Древнерусские княжества Х—XIII вв., M., 1975.»

Эту же информацию можно прочитать в бльшинстве современных учебников по истории всех уровней образования. Эту же и даже больше. Всю развернутую информацию данных учебников отобразила на своих электронных страницах народная энциклопедия Википедия: «Город состоял из сравнительно небольшого числа каменных строений и намного большего числа юрт кочевников. В 1111 Шарукань был взят войсками Владимира Всеволодовича Мономаха и др. князей. В XIII Чингисхан послал на разведку «западных земель» сильный кавалерийский корпус под командованием Джэбэ и Субедея, которые разрушили половецкий город в 1223 г. Половцы бежали на Запад, надеясь найти союзников в лице Руси. После Битвы на Калке некоторое время население города сохранялось, но повторный приход монголов во главе с Батыем заставил половцев уйти навсегда. Их племена осели в низовьях Дуная. В 12- начале 13 веков Шарукань запустел».

Аналогичная информация размещена в учебниках и энциклопедиях и по поводу Сугрова и Балина.

Локализуют данные города большие и малые учёные по всему течению Северского Донца. Некоторые даже идентифицируют Шарукань, как Харьков.

2. Проблематика.

Размещение «половецких» городов по берегам Северского Донца противоречит летописным данным. У археологов также нет данных о нахождении этих городов в районе Северского Донца и на территории Украины. Нет даже мало-мальского кандидата на локолизацию хотя бы одного из этих городов в указанной местности.

3. Критика.

Когда читаешь современную информацию о «половецких» городах, то создаётся впечатление, что она опирается на точные летописные данные и археологические изыскания. Ведь такие подробности, как: «Город состоял из сравнительно небольшого числа каменных строений и намного большего числа юрт кочевников...» - подразумевают это. Но в летописях ничего подобного нет и в помине. Археологам же, «половецкие» города вообще не известны. До сих пор ни один из них не только не раскопан, но и не локализован. Мало того, города эти современные исследователи размещают в основном возле Чугуева и Змиева, а в статьях о данных городах в этих же энциклопедиях можно прочитать следущее: «Местность, где впоследствии был основан город Чугуев, до 13 века принадлежала Переяславскому и Черниговскому княжествам». Извините меня, вы уж определитесь кто жил в этих местах: аланы, которые построили данные города; половцы, которые ими владели; или русские, которые владели данными землями? Русские князья ходили в поход на половцев, которые жили на русских землях? И причём здесь татаро-монголы и вышеназванные города? Да, Джебэ и Субудай-Богатур воевали с половцами, но как это связано с Сугровом, Шаруканем и Балином? Татаро-монголы в 1223 году доходили до Змиева? Почему тогда после, якобы, разрушения Шаруканя монголами в 1223 году «половцы бежали на Запад, надеясь найти союзников в лице Руси», а битва с ними произошла на Калке, которая на 350 км юго-восточнее Змиева? Население Шаруканя продолжало жить в городе и после битвы на Калке? Это кто вам сказал? Меня поражают такие подробности, которые вообще нигде не зафиксированы. Как вообще подобная информация рождается и при этом десятилетия никто из академиков не удосуживается вымести её метлой со страниц учебных пособий и энциклопедий. «Вымести» – это образность, замещающая авторитетность мнения. Летописные данные о Сугрове, Шарукане и Балине я приведу чуть ниже. В них нет вообще никаких подробностей, кроме того, что шаруканцы вынесли рыбу и вино русским князьям. Но некоторые особо одарённые исследователи сумели расписать, сколько в данных городах было каменных домов, кто был их основателем и когда они захирели. Если вы, дорогие господа-товарищи обладаете экстросенсорными способностями укажите место, где копать археологам. Да и сама локализация, с которой согласились и академики от истории, более чем надумана. Посудите сами. Современные учёные дружно указывают на местоположение «половецких» городов на Северском Донце, а древнерусские летописцы также дружно указывают на Дон. Но древнерусские летописцы нам не указ, если очень хочется.

4. Сведения русских летописей.

Сугров, Шарукань и Балин упомянуты русскими летописцами только всвязи с походами на половцев русских князей в 1111 и 1116 г.г. Давайте разберемся теперь, куда ходили в походы русские в вышеназванные годы. Вот что пишет Новгородская Летопись в главе обозначенной 1111 годом: «Въ лто 6619 [1111]. Иде Святопълкъ, Володимиръ, Давыдъ и вся земля просто Русская на Половьце, и побдиша я, и възяшя дти ихъ, и городъ по Дънови Суртовъ и Шарукань. Томь же лт ходи Мьстислав на Очелу» (1). А вот как данное событие описано в ПВЛ: «И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю. И князь Владимир, едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы. И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане из города к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон; в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой...» (2).

Некоторые сведений о месте нахождения данных половецких городов дают нам летописные сообщения, обозначенные 1116 годом.

ПВЛ: «В тот же год послал Владимир сына своего Ярополка, а Давыд сына своего Всеволода на Дон, и взяли они три города: Сугров, Шарукан и Балин. Тогда же Ярополк взял себе жену очень красивую - пленную дочь ясского князя» (3). Троицкая летопись сообщает: «В томъ же лете Ярополкъ ходи на половьческую землю, к реце, зовомеи Донъ, и ту взя полонъ многъ и 3 городы взяша половечскые: Галинъ, Чешюевъ и Сугровъ, и приведе с собой Ясы и жену полони собе Ясыню» (4).

Как видите, все события 1111 и 1116 года происходят на Дону. Причем расхождений в описании событий различных источников нет. Во всех летописных сведениях относительно событий 1111 и 1116 г.г. упоминается исключительно Дон. Тем не менее, многие профессиональные историки стали уверять общественность, что, древнерусские летописцы путали реки Дон и Северский Донец. К этому они пришли, пытаясь увязать походы русских князей начала 12 века с походом Игоря Северского в 1185 году. Дело в том, что все летописи сообщают, что Игорь, двигаясь на половцев, пересекал Северский Донец. И в событиях начала века и в событиях конца 12 века в летописях упомянута Сальница. Исходя из аналогии Сальницы был сделан скорополительный вывод о том, что князь Игорь и русские князья ходили в одно и то же место. В результате этого Сугров, Шарукань и Чешуев перекочевали с Дона на берега Северского Донца, где до сих пор красуются на картах официальных учебников и энциклопедий. Вы заметили, что в приведенных мною отрывках из русских летописей одна и та же информация излагается по-разному? И даже половецкие города названы по-разному. Значит, летописцы фиксировали события независимо друг от друга, получая сведения из разных источников. И все они, оказывается, дружно путали Дон и Северский Донец. Таким незамысловатым образом можно что угодно вывернуть наизнанку. В Киевской Руси, к примеру, было несколько Переяславлей, Белгородов, Юрьевов и т.д., но это не повод, чтобы на основе простых аналогий, переносить в угоду своим выкладкам события с одного места на другое. Между прочим, летописи на Руси, писались «не в ящик» и не «для полки». Их читали. И в первую очередь князья. Князья же изучали географию, не в кожаных креслах, попивая «Камю» и покуривая дорогие сигары, а в седлах боевых коней, в ежегодных трудных и опасных военных походах. Не кажется ли вам, что за такую коллективную описку, над летописцами смеялась бы вся Русь? Поэтому, однозначно, что города Сугров, Балин и Шарукань находились на Дону. Вот только где?

5. Локализация «половецких» городов.

Точную локализацию данных городов даёт древнебулгарский летописец Гази-Барадж. От его сведений можно было бы и отмахнуться, так как булгарские летописи «Джагфар тарихы» не воспринимаются официальной наукой, но ряд косвенных и прямых данных, упомянутых у него, даёт мне повод утверждать, что локализация, зафиксированнная Гази-Бараджем абсолютна верная. Вышеназванным городам и событиям 1111 и 1116 годов в древнебулгарской летописи отведена целая глава, которая называется «О Хорыс-юлы и о разбоях, случавшихся на этом пути». Хорыс-юлы, или Хорысдан-юлы – это торговый путь, связывающий Волжскую Булгарию с Киевом. Назван он так по имени города Хорысдана (Коростеня). Княгиня Ольга, согласно «Гази-Барадж тарихы», после наказания древлян, убивших её мужа, приказала называть их столицу Коростень Путивлем. Но булгары продолжали называть этот город Хорысданом.

Торговый путь «Хорыс-юлы» лежал из Киева и Чернигова через Путивль на Курск. Далее за Курском в начале 12 века была граница между русскими княжествами и территориями буртасов и мурдассов (вятичей). Во времена Владимира Мономаха данные территории слабого государства вятичей, стали местом раздора Волжской Булгарии и Руси. Булгары пытались контролировать торговые пути. Со второй половины 11 века, они стали размещать вдоль «Хорыс-юлы» половцев. Кроме того, эти кочевники часто находили здесь спасительный приют после нападений на Русь. Посмотрим, как описывает этот торговый путь «Гази Бараджтарихы»: «…через последнюю булгарскую станцию на Хорысдан-юлы Борын на реке Борын-Инеш - притоке Шира. Потом Борын стали называть и Яучы… А после Борын-Инеша остановки на Хорыс-юлы были в Сарык-Куне, где устраивались ярмарки и продавались прекрасные овцы и овечьи шкуры, Сыгыр на переправе через Шир, Чыршы и Балын на реке Саз-Идель. За Балыном встречались уже анчийские разъезды из бывшего кара-булгарского города Хурса. Станция Балын была выстроена джурой Караджаром и названа им так в память о месте его рождения...» (5).

Здесь: Широм булгары называли Дон; Борын-Инешом - речку Воронеж; река Саз-Идель теперь носит название Быстрая Сосна; анчийцы – украинцы; Хурса – Курск; джура Караджар – Чернояр, феодал хана волжской Булгарии Алмыша (тёзка булгарского балтавара Караджара).

Для Северского Донца у булгар было другое название – Кичи-Шир. Балыном булгары называли не только станцию на торговом пути из Булгара в Киев, но и город Суздаль. Всех русских Северо-Восточной Руси они называли балынцами. Теперь сопоставим сообщения ПВЛ, Троицкой летописи и «Гази-Барадж тарихы» в их освящении русского похода на половцев в 1116 году. Вот ПВЛ: «… и взяли они три города: Сугров, Шарукан и Балин». Вот Троицкая Летопись: «…взя полонъ многъ и 3 городы взяша половечскые: Галинъ, Чешюевъ и Сугровъ».А вот «Гази-Барадж тарихы»: «…Но в 1116 году молодые балынские беки сожгли станции Балын, Чыршы и Сыгыр…»

Как видим, во всех трех летописях речь идет об одних и тех же городах. Меняется только название одного: Чыршы-Чешуев-Шарукан. Такое изменение названия можно объяснить только тем, что согласно русским источникам в этих походах князьям противостоял половецкий хан Шарухан и его сын Сарачин. Это же подтверждает и Гази-Барадж. Он утверждает, что данные города были вовсе не половецкими, о чём мы будем говорить ниже, а Шарукан со своим сыном просто скрывался там. Поэтому настоящее название города Шаруканя – Чырши (Чешуев).

Мы видим, что упоминаемые в русских летописях города (Балин, Чешуев и Сугров), согласно булгарской летописи лежали на торговом пути из Киева в Булгар и находились в верховьях Дона, где в него впадают притоки Воронеж и Быстрая Сосна. Упоминаемый в наших летописях Балин (иногда Галин), легко идентифицируется с булгарским Балыном на реке Сосне. Чешуев с Чыршы, на той же реке. Сугров с Сыгыром на переправе через Дон. Станция Борын, упомянутая булгарским летописцем в описании торгового пути, согласно многим и гораздо более поздним булгарским сведениям – это город Липецк, который стоит на реке Воронеж (Борын-Инеш).

Несмотря на явное созвучие, современный город Воронеж не мог быть «станцией Борын-Инеш», так как в «Гази-Барадж тарихы» сказано, что между этой станцией и переправой через Дон в Сыгыре стоит еще одна станция - Сарык-Кун. А город Воронеж, как известно, сам стоит на слиянии Дона и реки Воронеж. (см. рис. 1) Согласно булгарским летописям город Воронеж был построен в 1035 году булгарским ханом Гиласом, который разместил в нем гарнизон из тюрков-кочевников. Местное население называло их хазарами, поэтому и построенная Гиласом крепость называлась в булгарских хрониках Хазаром. А что за город Сыгыр (Сугров)? Он располагался на переправе через Дон (Шир). Возможно, что эта торговая дорога не шла от Липецка напрямую к Дону, так как в «Гази-Барадж тарихы» между станциями Борын-Инеш (Липецк) и переправой через Дон в Сыгыре указывает еще одну промежуточную станцию Сарык-Кун. Расстояние от Липецка до Дона чуть более сорока км. Такое расстояние вполне преодолимо за один дневной переход торгового каравана. Поэтому вполне возможно, что дорога уходила в сторону места, где был брод или удобная переправа. Сарык-Кун, в переводе с татарского означает Овечья Шкура. Похожего по звучанию или по смыслу названия на карте найти не удалось. А вот место переправы через Шир (Дон) - легендарный Сыгыр (Сугров) можно было бы идентифицировать как село Сугробы, расположенное на Дону между Лебедянью и Данковым.

Само название Сыгыр, вполне возможно, произошло от булгарского глагола «чыгару» (татарско-русский словарь) – «переправляться через реку». С другой стороны название данного города могло быть связано с «половецким» ханом Сугром, плененном в 1107 году князем Святополком. Сразу скажу, что Сугр – это не тюркское имя, а этническое, произошедшее от одного из племенных названий сарматов – сургуты (саргаты).

Но в однозначной идентификации Сугрова и села Сугробы, признаюсь, меня смущает тот факт, что Сугробы стоят слишком уж в стороне от оптимальной трассы между Яучы (Липецком, Барыном) и Чыршы (Шаруканем, Чешуевом), расположенном, согласно Гази-Бараджу, на Быстрой Сосне. Поэтому не исключаю и того, что Сугров находился на правом берегу Дона, как раз напротив села Донского Липецкой области. А Сугробы – это либо одноимённый пункт, названный так по называнию племени там обитавшего, либо город, основанный жителями сожженого русскими Сугрова.

А теперь привлеку ваше внимание к городу, который называется в русских летописях Чешуев. При этом я оппонирую тем, кто не привык мыслить логически, а любит идти незамысловатым путем, отвечая на любой сложный вопрос оппонента примерно так: «Эта ваша древнебулгарская летопись – фальсификация!» Хорошо, предположим, что кто-то, великий знаток всех мелочей истории, смог непостяжимым образом связать в один узел хорошо продуманные ниточки ложных событий. Но современный русско-татарский словарь он ведь не смог бы фальсифицировать!!! Или кто-то будет уверять обратное? Открываем его на букву «Е» и читаем: «Ель – чыршы». А это значит, что летописный Шарукан, называемый еще и Чешуев, а в древнебулгарской летописи обозначенный как Чыршы, есть не что иное, как современный город Елец, расположенный на реке Быстрая Сосна (Саз-Идель). И это еще одно уверенное доказательство правдивости «Гази-Барадж тарихы».

Рис.1. Торговый путь «Хорыс-юлы» в районе Верхнего Дона

Кстати, все события 1111 и 1116 г.г. полностью совпадают в русском и булгарском вариантах совместной истории. Чтобы доказать правдивость, изложенных булгарской летописью фактов, коснемся событий, произошедших в это время в другом месте. «Гази-Барадж тарихы» сообщает, что в 1111 году: «униженный Булымер на следующий год заставил сына Мышдаулы атаковать Учель и уложить на скользких склонах Богылтау почти все 7-тысячное галиджийское войско…» (6). А вот, как это событие освящает Новгородская летопись: «Томь же лт ходи Мьстислав на Очелу» (7). Как видим, даже написание старого названия Казани, в русской летописи соответствует древнебулгарской.

Город Балин (Галин, Балын), к моему сожалению, достоверно идентифицировать на современной географической карте не удалось. Из «Гази-Барадж тарихы» известно, что он, как и Елец (Чыршы), располагался на реке Быстрой Сосне, но немного западнее, так как являлся пограничным городом с черниговскими землями (Курское княжество). Под такие характеристики более-менее подходит город Ливны. Он упоминается в русских летописях под 1177 годом, как центр удельного ливенского княжества. В четырех км от современного города Ливны археологи нашли старое городище (Ключевское), гибель которого они датируют временем татаро-монгольского нашествия. В кандидаты на роль древнего Балина (Галина, Балына) можно занести населенный пункт Чернава, так как его название можно истолковать, как память о строителе этого города - джуре Чернояре (Караджаре). Но, скорее всего, этот город погиб, и его еще только предстоит раскопать археологам. Название данного города, согласно Гази-Бараджа, было дано его основателем, который был по происхождению колбягом (кулбяком у Гази-Бараджа). Колбяги были выходцами с Балтийского Поморья из окресностей города Колобжега, что стоял рядом с крупнейшим у балтийских славян городом Волином. Видимо Чернояр будучи по происхождению колбягом, родом был из Волина. Подробно о Чернояре и его потомках, а также об ещё одном Балыне (Суздале) я расскажу в статье о происхождении Суздаля.

Рис. 2. Карта. Верхнее течение Быстрой Сосны

6. А что за речка Сальница, что ввела в заблуждение историков? Вот отрывок из Ипатьевской летописи, посвященный походу Игоря Северского в 1185 г.: «И, сказав так, переправился через Донец, и пришел к Осколу, и ждал там два дня брата своего Всеволода: тот шел другой дорогой из Курска. И оттуда пришли к Сальнице. Здесь приехали к ним разведчики…». (8) Чтобы не ошибиться еще раз перечитаем старорусский вариант: «И то рекъ, перебреде Донць и тако приида ко Осколу, и жда два дни брата своего Всеволода: тотъ бяше шелъ инемь путем ис Курьска. И оттуда поидоша к Салниц. Ту же к нимь и сторожеви прихаша…»

Да вот же она – САЛЬНИЦА! Как же так?! Двести лет, пытаясь определить направление похода Игоря, смотрели и не увидели самого очевидного! Еще раз по буквам, для самых невнимательных. Игорь переправился через Донец, это значит, что перешел на левый берег Донца. Все правильно, дальше от Донца река Оскол. Летопись это и утверждает. Он пришел к Осколу и стал ждать брата. Встретил брата и пошел к Сальнице.

Рис. 3. Карта. Район Изюмской переправы

Сто процентов, что ждал он его у устья Оскола, так как путь их лежал на юг. И дороги от Чугуевского брода (где Игорь переправился через Донец) ведут на юг. И дороги от Курска к устью Оскола также ведут на юг. Называются эти пути Изюмский шлях и Муравский шлях. Посмотрите на карту, где им было удобно встретиться, когда один шел из Путивля на юг по Муравскому шляху, а другой из Курска по Изюмской дороге! Все правильно, там, где Оскол упирается в Северский Донец. Не разменешься там! Встретились и пошли общей дорогой на юг на половцев, которые по сведениям «Слово о полку Игореве» собирались с моря и с Дона для битвы с князем. Отсюда Муравский и Изюмский шляхи сливаются в один путь, который ведет куда? Правильно - к Изюмской переправе. Я согласен с теми исследователями, которые утверждают, что в языке наших предков, живших в междуречье Дона и Днепра, было много тюркизмов. Все верно, сотни лет контактировать с тюрками и не взять у них ничего, такого быть не может. Ну почему тогда никто не заглянул в татарско-русский словарь? Ведь это так просто. В Ипатьевской летописи сказано, что братья встретились и тут же подошли к Сальнице. Но не сказано, что Сальница – это река! Только большие реки у древнерусских летописцев удостаивались чести не сопровождаться словом река, речка, речеце. Все остальные текущие водоемы образовывали устойчивое словосочетание. Таким именем, как Сальница (в уменьшительно-ласкательной форме), могла быть названа только небольшая речушка или ручей. А это значит, что летописец обязательно написал бы: «пришли к речке Сальнице». Но не к речке Сальнице подошли русские воины после встречи, а к Изюмской переправе. «Сал», на многих тюркских языках (татарском, казахском и т.д.) – означает «плот». На крымско-татарском, к примеру: «плот» - это «eten», а «паром» - «sal». В начале мая, через вздутый талыми водами Северский Донец, надо было переправляться только на пароме, иначе полвойска утопишь еще до встречи с врагом. Тем более, что при войске всегда был обоз, который просто так с берега на берег не перекинешь. В нем обычно везли доспехи, припасы и оружие. Древняя Изюмская переправа от места слияния Оскола и Северского Донца совсем рядом. И скорее всего, упомянутые в летописях «сторожа», были не разведчиками, пришедшими с Игорем, а частью местного сторожевого дозора, ведущего наблюдение за половцами, территория которых находилась за переправой. Князь Игорь благополучно и спокойно ждал два дня своего брата на левом берегу Северского Донца, находясь явно на своей территории. Если бы это была территория противника, то князья назначили бы местом встречи другой, безопасный пункт. Входить на половецкую землю разрозненно и нескоординировано было бы безрассудством. Исходя из наличия на переправе сторожевого дозора, сразу отвечу на возможный вопрос о том, почему Сальница писалась с большой буквы. При переправе наверняка был населенный пункт. Кроме дозорных там должны были жить те, кто содержал переправу. Плоты необходимо было ремонтировать и управлять ими. Несмотря на напряженные отношения Руси со степью, торговые пути не пустели. Купцы продолжали торговать с Византией, Булгаром и другими территориями. На наличие торговых связей Руси с Крымом в 12 веке говорит огромное количество летописных и археологических данных. Сами половцы напрямую контролировали торговые города Крыма (Сугдею и т.д.) (9), поэтому им было выгодно поддерживать порядок на торговых путях, так как они получали значительные дивиденды от деятельности торговых городов Крыма. Тот факт, что степняки не трогали купцов (гостей) часто упоминается в наших летописях. Даже во время жарких битв, проезжие купцы служили для безопасной передачи требований противоборствующей стороне. Такой пример есть на страницах Лаврентьевского свода в повествовании о походе князя Игоря. Шел своей дорогой купец, и половцы приказали ему передать русским: «Идите за своей братией, или мы идем за своей братией к вам» (10). Поэтому паромы на торговых путях работали бесперебойно.

Теперь о Сальнице, упомянутой в событиях 1116 года. Напомню еще раз, если кто забыл, отрывок из Новгородской летописи: «И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон; в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой… И когда сошлись обе стороны и была битва жестокая … И побили их в понедельник страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников многое множество на реке Салнице».

Да, здесь говорится не просто о Сальнице, а именно о реке Сальнице. Но я все же предположу, что название этой речки тоже связано с плотами. По сведениям древнебулгарской летописи в Сыгыре была переправа через Дон. Русские войска в 1111 году сожгли крепость Сыгыр (она стояла на правом берегу реки) и пошли к Дону. То есть, они пошли к переправе. Только они переправились, как произошла битва. Вероятно, русские войска даже от переправы не ушли. А это значит, что битва вполне могла произойти при речушке, впадающей в Дон в районе переправы. На зиму, на время паводков и просто для ремонта, плоты и паромы обычно выводят с большой реки в безопасное место, в затон, протоку или небольшой приток. Такая небольшая речка, в которой стояли плоты (салы), или речка, впадающая в большую реку возле переправы, вполне могла получить название Сальница.

Возможно, что при Изюмской переправе была своя речка Сальница, на что указывают многие исследователи, ссылаясь на то, что согласно Книге Большому Чертежу, Сальница впадает в Северский Донец с правой стороны, между реками Изюмом и Изюмцом, вблизи нынешнего города Изюма. Но названа она была так по тому же принципу, что и сугровская Сальница.

7. О жителях «половецких» городов.

Как я писал выше, во всех современных исследованиях жителей Сугрова, Шаруканя и Балина называют половцами и даже указывают, что данные города состояли в основном из половецких юрт. Но везде также указывается, что основали эти города аланы. На основании чего сделан данный вывод? Всё очень просто. Русские летописи сообщают, что в 1116 году русские князья захватили Сугров, Шарукань и Балин и оттуда привели пленных «ясов», а князь Ярополк привез с собой красивую ясскую княжну. Естественно, что сразу по этому поводу возникли гипотезы, что кавказские аланы были переселены в Верхнедонье хазарами, или что они вели завоевательные походы во время существования Великой Алании (10-13 век). Но Гази-Барадж чётко показывает, что главным населением данных мест были вовсе не половцы и не кавказские аланы, а местные аборигенные племена славяноязычных сакланов, а также родственных им буртасов, имеющих ещё этноним руссы (урусы). Переселились руссы-буртасы в Подонье в 745 году, когда подняли восстание против булгарского балтавара Авара. После того как Авар их разгромил, часть из них переселилась к родственным им ильменским словенам, где они построили город Урус (Старая Русса), а другая часть ушла на территорию подконтрольную в те времена хазарам (Подонье и Поволжье). В последующем часть буртасов Поволжья вошла в систему Волжской Булгарии, где была ассимилирована тюрками. Но основная часть продолжала жить к востоку от Черниговской земли и оставалась славяноязычным племенем. Часть из них под именем чалдоны (верхнедонцы) ушла в 12 веке в Сибирь, а оставшиеся составили основу рязанского и воронежского казачества. Кроме того в Верхнедонье жили земледельцы-вятичи. Это доказывает археология. Территория к северу от Бысрой Сосны входила в состав вятского государства, которым правила династия Кучковичей. Но об этом подробно я расскажу в других статьях.

Когда в 1111 году Владимир Мономах подошёл к стенам Шаруканя, его жители вынесли русским князьям не жаренную баранину и кумыс, как это бы сделали половцы, якобы населявшие этот город, а «вино и рыбу» (у Карамзина: мёд и рыбу). Это также является косвенным свидетельством ошибочного воззрения на состав населения вышеуказанных городов.

При цитировании ссылка на сайт и автора обязательна.

Литература:

1.Новгородская первая летопись старшего извода. Синодальный список. Изборник.М.-Л., Издательство Академии Наук СССР. 1950. С.21.

2.ПВЛ 1999. С.122-123

3.Там же. С.125.

4.М.Д. Приселков. Троицкая летопись. Издательство Академии Наук СССР. М.-Л., 195О. С. 207.

5.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 72-73.

6.Там же С.72

7.Новгородская первая летопись старшего извода. Синодальный список. Изборник.М.-Л. 1950. С.22.

Просмотров: 2455 | Добавил: njudin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz