Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Четверг, 28.03.2024, 17:13
Приветствую Вас Гость
Главная » 2013 » Август » 18 » Бани-Солеварни Русского Приильменья
18:20
 

Бани-Солеварни Русского Приильменья

Бани-Солеварни Русского Приильменья.

I
Словенские бани Новгородской земли, за особенностями которых наблюдал, даже дивился, согласно русских летописей,1 святой апостол Андрей Первозванный – это есть ни что иное, как бани-солеварни Русского Приильменья.
В монографии «Русская земля…» А.Н. Насонов разбирая текст Ипатьевской летописи: «и прииде к бани, рекомеи Родна», далее комментировал: «Баня означает вообще соловарня». В своих комментариях, но уже к тексту Галицко-Волынской летописи и Н.Ф.Котляр подтверждает древнее значение слова «баня», как «солеварня».
В.И.Даль также уточнял, что в старину под словом «баня» подразумевались в том числе «горячие ключи, источники». А такие «бани» прежде всего, содержащие преимущественно минеральную воду, дают возможность, и выпаривать соль. В «Славянских древностях» Любор Нидерле указывал, что в старину слово «бана» обозначало яму, из которой выкапывалось соленосное сырье. В топонимическом словаре «Имена московских улиц» (М. 2007) Р.А.Агеева относительно речушки «Баньки» и слова «баня» отмечала следующее: «В качестве географического термина это слово в древнерусском языке обозначало источник, преимущественно теплый. Ср. также украинское диалектное баня «минеральный источник, солеварня» ».
На современной карте Европы для «непосвященного» покажется неожиданно странным присутствие городов с «банными»2 названиями, таких как Баня-Лука в Боснии, просто Баня в Болгарии, Ла-Баньеса в Испании; во французских Пиренеях: Баньер-Де Бигор, Баньер-Де Лимон, Баньол-Сюр-Сез, а в Италии: Баньо-ди-Романьо, Баньи-ди-Сан-Джульяно, Баньи-ди-Лукка, Баньо-а-Риполи и многие другие. И неужели все эти города Европы изначально были неразделимы с культом бани-помывки, с необходимостью мыться и еще раз мыться?
У славян Македонии, Сербии и Хорватии слово «баня/банья» одновременно и баня-помывка и курорт-лечебница, то есть изначально минеральный (соленой) источник. И сегодня большинство курортов находится на месте «выхода» минеральных источников – в прошлом часто процветающих богатых солеварен.
Так в Приильменье на территории бывших великокняжеских соленых варниц расположен курорт «Старая Русса». По словам первого российского историка В.Н. Татищева: «Древний руссов город в устье Ловоти близ Ильменя доднесь Старая Русь или Руса знаем».
Любопытно, что у французов наравне со словом «сауна» соседствует и слово «сауньер» в значении «солевар», то есть осмысление бани с одной стороны, как парилки, а с другой как солеварни одинаково, что для сегодняшнего француза, так и для ильменского словеноруса в далекой древности.
Всемирно известный Баден-Баден в Германии также никогда не считался в Европе главенствующим центром помывочных бань-парилок, а был и остаётся чрезвычайно популярным и востребованным, прежде всего как целебно-оздоровительный курорт, который и в наши дни славится своими горячими (термальными) минеральными источниками и целебными грязями.
Само слово «Бад» содержит в себе одновременно значения: и бани- парилки и купальни и курорта-лечебницы. В настоящее время количество курортов-лечебниц именно с начальным словом «Бад» по всей Европе не дотягивает до цифры «100» буквально немного.
В восточных Альпах вблизи Зальцбурга и Гальштата в одном из древних центров соледобычи Европы и сегодня приглашают на лечение и отдых следующие курорты: Бад Хофгастайн, Бадгастайн, Бад Фуш, Бад Херинт, Бад Аусзе, Бад Ишль, Бад Халль и на границе Австрии с Германией Бад Райхенхаль, где поныне сохранилась старинная солеварня в виде одного из экспонатов местного МУЗЕЯ СОЛИ.
К тому же следует отметить существование в одном лице и центров соледобычи и курортов-лечебниц (с термальными источниками), но уже без лексемы (корня) «Бань… или Бад…» таких, как Слэник Молдово в Румынских Карпатах, Термо Порторож в Словении на Адриатике и Цехоцинек на Висле в Польше.
И уже без категоричной привязки солеварен к термальным источникам сегодня на Украине в Карпатах слово «БАНЯ» означает конкретно «СОЛЕВАРНЯ».Достаточно ознакомиться с историей Трускавца (снова курорта) или Борислава, где местные краеведы напоминают, что древнее значение слова «баня» применительно к Карпатам это и есть «солеварня».
В летописном рассказе о княгине Ольге, которая отомстила за убитого мужа князя Игоря; понятие как таковой бани-помывки обозначено словом «МОВЬ» И в наши дни в украинском и белорусском языках значение « бани-парилки» выражается словом «лазня». Слово «баня» помимо «солеварни» в украинском языке обозначает «главу /купол» церкви!
В поздних летописях упоминается список « Имена всем градом Русским ближних и дальних», где в Руси Карпатской присутствует город «Баня», и который славился не успехами «парило-помывочной индустрии», а прежде всего сверхвыгодной соледобычей. Важность финансово-кредитного учреждения под названием «Банк» в наши дни объяснять никому не стоит, и так все понятно. Но если проследить историю (этимологию) происхождения слова «банк», то его корни приведут к словам «бана», «банка», «баня», «бань…» со следующими значения:
«скамейка менялы» (а соль была самой ходовой «валютой» древности в т.ч. и для обмена);
«мель» (именно на морской мели оседавшую соленую жижу выпаривали на солнце);
«рудный пласт, глыба, горная порода» (конкретней относительно соленых копей и шахт не скажешь).
Очень впечатляет и пояснение «Полного церковно-славянского словаря под редакцией протоирея Дьяченко» на слово: «Бан то есть пан, господин (наместник, жупан, владыка)». Относительно слова «жупан» еще раз сошлемся на Любора Нидерле, который в «Славянских древностях» указывал, что слова «жупа» также как и «бана» в старину служило обозначением ямы, из которой добывали соленосное сырье. Бана/жупа (соленосное сырье)–Бан/жупан (наместник, губернатор)! Кто контролировал в древности соледобычу, тому принадлежала неоспоримо и власть. В ряде европейских языков символ власти, а именно «знамя», выражается словом «баннер».
О стратегическом значении соли в жизни людей ещё в далекой древности процитируем фундаментальное исследование «История Европы» (Советской Академии Наук) от 1988 года: «В бронзовом веке, особенно во второй его половине все большее экономическое значение приобретают добыча и экспорт соли. Соль не только вошла в ежедневный рацион питания, но использовалась для консервирования и хранения продуктов, в производстве сыра и при обработке кожи».
От себя еще добавим, что только благодаря чрезвычайной близости в устье Тибра к месту добычи соли «Остии» – Вечный город Рим в свое время стал олицетворением могущества и процветания.
«Соль земли» - эти библейские слова принадлежат самому Иисусу Христу, обращенные в нагорной проповеди к своим ученикам-апостолам.
В наши дни хрестоматийное «соль земли» - это в первую очередь олицетворение надежности, опоры; на такого человека всегда можно положиться; он не подведёт.
II


Но вернемся к посещению апостолом Андреем словенской земли и к его знакомству с местными банями-солеварнями. Автор книги «Лечение солью» (из Санкт-Петербурга) Анастасия Семенова отмечала, что люди работающие в горячих цехах и живущие в жарком климате просто обречены на ежедневный приём трех-четырех-пяти дополнительных граммов соли, если не хотят, чтобы дело кончилось нарушением электролитного баланса, то есть резкого понижения давления, аритмии и сердечной слабости, замутнения сознания и прочих «прелестей».
Это утверждение в полной мере относится и к любителям попариться в бане. Для здоровья любого человека категорически противопоказано и регулярно в течении длительного времени посещать «ядрёную» парилку, и в то же самое время одновременно полностью исключить из своего рациона питания всё, что связано с солью или «солёным» (добровольно как ныне из-за всяких там «диет» или от безысходности как в древности из-за сумасшедшей дороговизны соли). В латинском языке кстати «здоровье» обозначается словом «salus», где прямая связь с солью (sal), как «генератором» здоровья, здесь безукоризненна.
Текст знаменитого карело-финского эпоса «Калевала» (песня 50), еще раз подтверждает, что в древности среди местного населения позволить себе на Северо-западе будущей России иметь не мыльни или мовни, а настоящие бани-парилки могли исключительно лишь единицы избранных.
В старину соль из-за ее умопомрачительной дороговизны была доступна без ограничений, без жесточайшей экономии лишь немногим. «Золотом древности» по праву считалась именно соль. «Кто учнёт соль за рубеж продавать или кого с продажной солью поймают, быть казненным смертью без всякой пощады, в тех местах велим и повесить». Строгость, даже жестокость этой царской грамоты удостоверяет очевидную значимость и ценность соли в жизни русского государства.
У Д.С.Лихачева шокирует следующее: «Хорошо известны факты из сравнительно недавней истории. Когда русский землепроходец Е.П. Хабаров организовал бурение на соль и научил местные народности пользоваться солью, избавил их от мучительной операции, необходимой из-за отсутствия соли, - подвергать себя периодически обкусыванию муравьями. Современные исследования показали, что некоторые племена Южной Америки и сейчас спасаются от соляного голодания именно так. Оказывается, есть виды муравьев, которые при укусе вносят в человеческий организм небольшие порции соли».
Но в словенских землях, а конкретнее к западу и югу от озера Ильмень соленые источники бьют и поныне. Название реки Шелони (Шолоны или Солоны) в Приильменье большинство ученых - этимологов напрямую связывает со словом «соль» с солеными промыслами словенской земли.
Именно солевары и солеторговцы, все те, кто неразрывно был задействован на процветание соленого промысла, могли себе позволить без материального ущерба, по-настоящему попариться в бане, позже восполнив сполна наступление соленого голодания в организме чем-то «до объедения солененьким».
Сам процесс сушки уже вываренной, но еще влажной соли заставлял создавать в солеварницах отдельные комнаты, где соль высушивалась. Такие комнаты-сушки соли в дальнейшем могли использоваться дополнительно как парилки.
В летописном рассказе о знакомстве апостола Андрея с особенностями новгородских бань, исследователи уже обращали внимание на странность и абсурдность фразы «И то творять по вся дни». Здравый смысл отказывается признать и согласиться с тем, что древние словенорусы Приильменья каждый день ходили в баню париться.
Но зато сам процесс выварки соли занимал от пяти до семи дней, что заставлял солеваров с незначительным перерывом на отдых в течение нескольких дней находиться в бане-солеварне. К тому же слово «творять» этимологически ближе к слову «варить», где «варя» и является, по сути, вываркой соли.
Помимо устья Днепра и территории ильменских словенорусов в рассказе летописи об апостоле Андрее, также перечисляются и следующие города: Синопа – на южном берегу Понта (Черного моря), Корсунь (Херсонес) в Крыму, а также города: Киев и Рим. И за исключением только Киева, все другие города (или их пригороды) были вовлечены в успешный соленой промысел.
Так «отец истории» Геродот еще в IV веке до Р.Х. писал: «В устье Борисфена (Днепра) само собой оседает несметное количество соли». Позже византийский император Константин Багрянородный конкретизировал: «От реки Днепр до Херсона триста миль, а в промежутках – болота и бухты, в которых херсониты добывают соль».
Относительно Синопы географ Страбон обращал внимание, что именно здесь «замечательные заведения для засолки» рыбы. Касательно пригорода Рима – Остии, про её солеварни в устье Тибра, то у Тита Ливия написано: «Римляне распространили свою власть до самого моря и при устье Тибра был основан город Остия; вокруг него стали добывать соль».
И в наши дни по древнему янтарному пути на границе Австрии и Словении сохранился город святого Андрея (Санкт-Андре), от которого по направлению в сторону Рима недалеко находится и очередной «банный» город Баньи-ди-Лустница.
Святой апостол Андрей Первозванный прекрасно осознавал всю важность соли для сохранения той же рыбы на продажу. Что в Синопе, что в Херсоне, что на озере Ильмень, его прошлый опыт рыбака-профессионала всегда выручал, помогал знакомству с людьми, с теми же рыбаками и торговцами соли.
Путь апостола Андрея охватил как Синопу (засол рыбы), так и Корсунь (Херсон, засол осетровых) и прошел через Ильменских словенорусов ( солеварни) и далее вывел наконец в Рим, возможно даже по древней дороге Италии – «Соленой», то здесь логика выбора маршрута самим апостолом понятна, где соль – там и торговый путь, где торговый путь – там и соль.
В предисловии к «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «Дело в том, что путь апостолов был путь торговых сношений, который простирался с одной стороны до Китая и Цейлона, а с другой – до островов Британии и до полудиких стран Африки. По этому пути и двигались караваны, при которых всегда была вооруженная сила для охраны от врагов, разбойников и разных опасностей».
О водружении апостолом Андреем креста на безлюдной горе, на месте будущего Киева; – к этим словам летописца критически подошел первый русский историк В.Н.Татищев:
«И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птолемей многие города по Днепру кладут, то видно, что «Киев» или «Горы-Град» до Христа был населен …. Иоаким же точно говорит: Андрей в Киеве крестил. Что же он крест на горах водрузил, то видно, что Нестор или прежний писатель не вполне поняли древнего наречия».
К этому утверждению В.Н.Татищева добавим, что относительно словенских бань (солеварен) поздний летописец, через тысячу лет, также возможно «не вполне поняв древнего наречия» всё свёл лишь к обыденной карикатурной помывке. Вероятно, апостол Андрей рассказывал в Риме не только про обычай словенорусов обливаться студеной водой на морозе (что привычно для закаленного организма солевара), но и про бани-солеварни Приильменья.
Впрочем, сам летописный текст и прежде всего слова апостола Андрея «о словенских банях» ни в коей мере не противоречат утверждению о знакомстве первого ученика Иисуса Христа с солеварами Приильменья, и в летописи сохранилась возможно лишь часть рассказа о путешествии апостола Андрея по Новгородской Земле.

III

Потомки древних кельтов – шотландцы считают апостола Андрея и своим покровителем. Существующий сегодня в Шотландии город Сент-Андрус (Сент-Эндрюс) носит имя святого апостола Андрея Первозванного.
Полностью поддерживая позицию академиков О.Н.Трубачёва и В.В.Седова (о симбиозе между кельтами и славянами на ряде территорий древней Европы) и при этом утверждая формулу, что «Сент-Андрус» это есть апостол Андрей, то в таком именно контексте необходимо рассматривать и сами «андрусовские» географические названия (если они конечно есть) на пути следования первого ученика Иисуса Христа по Русской Земле от Крыма до Ладожского озера.
И самое неожиданное, что «андрусовские» названия не только есть, но исключительно сосредоточились только вблизи легендарного пути апостола Андрея по Русской Земле:

Андрусово вблизи Симферополя в Крыму,

Великая Андрусовка на Днепре между притоками Сула и Псел, но на противоположенном берегу (главной реки),

Андрусово в верховьях Днепра на Смоленской земле в Монастырщинском районе (недалеко от селения Баньковщина),

Андрусовская бухта в Ладожском озере около Олонца.

И сам город Сент-Андрус в Шотландии – город святого апостола Андрея.

Здесь также необходимо указать и на единственную «Андрусу» в Греции, именно на полуострове Пелопоннес, где в Патрах мученически был распят на кресте апостол Андрей.
Только существование в наши дни этих «андрусовских» названий было бы достаточным для закрепления исторической аксиомы, что апостол Андрей ходил вверх по Днепру вплоть до Валаама. Возвращаясь к названию «Андрусовской бухты» в Ладожском озере, здесь необходимо пояснить, что имя «Андреяна Андруссовского» (основателя в ХVI веке монастыря на берегу бухты) лишь только информирует о приходе инока Андреяна на берег уже существующей бухты под именем Андрусовской в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в шотландской огласовке, где позже и появился монастырь.
Археологические материалы свидетельствуют, что у «соленого студенца» на месте будущей Старой Руссы в южном Приильменье люди проживали уже во II тысячелетии до Р.Х. Потребность организма в соли является, безусловно очень мощным человеческим инстинктом, который чрезвычайно трудно подавить. Ещё раз напомним, что в истории человечества известны случаи, когда туземцы не знавшие соли специально обкусывали себя муравьями, чтобы, наконец заполучить через муравьиную кислоту пусть и «суррогатную», но так необходимую для организма соль.
А один из первых признаков беременности?! Потянуло на солёненькое! Плоду ребенка требуется и требуется именно соль, которая генерирует развитие юного организма внутри матери. А здесь в Южном Приильменье в древнейшей русской земле доступность рвущихся наружу неиссякаемых соленых источников поражает и сегодня.
Уже Геродот в 4 веке до Р.Х. описывал похороны славянских (скифских) царей в стране Геррус на Днепре, бальзамирование которых состояло в первую очередь из соленой пропитки в течение 70-ти дней, так необходимой для сохранения тела умершего. В верховьях Днепра соль добывалась только в Южном Приильменье по Татищеву: «В Великой Руси у города Русы из озерка». И в отличии от «соли-самосадки» южных озер, в которой множество «пыли и песка» именно царская «русская» соль Приильменья возможно использовалась при бальзамировании славянских (скифских) царей уже во времена Геродота.
В 22-х километрах к северо-западу от города Холм на Ловати на Рдейском острове еще в ХVII веке Преосвященным Корнилием был водружен Крест с текстом местного предания: «остров Рдейский благословил лично святым крестом апостол Андрей Первозванный, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро на Валааме».
С учетом этого предания, название самой деревни «Андроново» на реке Порусье буквально в 12-ти километрах. от Рдейского острова, может информировать, что исток этой «русской» реки благословил лично первый ученик Иисуса Христа, либо здесь еще в апостольском веке была создана христианская община учениками апостола Андрея.

IV


Смеем утверждать, что запутанность летописи относительно бань-солеварен Приильменья напрямую связана и с вопросом о князе Аскольде, о его роли в истории становления русского государства.
В свое время главный знаток «буквоед» русских летописей академик А.А.Шахматов пытался привлечь внимание к следующему: «Русская летопись отчетливо помнит имена первых князей киевских: это Аскольд и Дир… вообще весь рассказ о вокняжении Олега в Киеве и устранении Аскольда и Дира носит весьма тенденциозный характер… Аскольд и Дир представлены какими-то узурпаторами власти; Едва ли подлежит какому-либо сомнению, что весь рассказ летописи сообразован с известными династическими интересами правящего княжеского дома; потомки Рюрика представляются единственными по праву носителями власти…».
Тот же академик А.А.Шахматов и профессор Г.В.Вернадский связывали князя Аскольда со старорусской или просто в древности «руской землей» Приильменья, которая славилась своим соленым «руським» промыслом, где сама Старая Русь, Руса или Старая Русса по верному замечанию историка А.Н.Насонова: «была центром княжей «русской силы», силой киевских князей».
Именно Ильменская Русь стоит вот главе племён, призывавших своих славянских братьев Варягов-Русь с южного берега Балтии: «Реша Русь (Ильменская), Чудь, Словене и Кривичи».
Возможно, летописец не мог позволить себе признать в тексте, что святой апостол Андрей Первозванный крестил и находился в земле, откуда вышел позже (убитый Рюриковичами) рус Аскольд; из той земли, где добываемая из минеральных источников соль являлась самым надежным «стабилизационным фондом» княжеской власти. Ведь отсутствие соленых разработок в самом Киеве всегда воспринималось местным населением ощутимо болезненно. Вспомним тот же соленой бунт 1113 года в Киеве, в то время, когда древний текст русской летописи уже конъюнктурно корректировался.
Отсюда возможно и превращение в обычные бани-помывки (мовни) «золотоносных» русских бань-солеварен Новгородской земли, о полном рабочем цикле которых святой апостол Андрей Первозванный живо рассказывал в Риме местным солеварам и солеторговцам. О пребывании апостола Андрея в Риме, а тем более на солеварнях в Остии также свидетельствует следующий факт. Уже в V веке главным собором в Остии становится именно собор Святого Андрея!
Умолчание в тексте Первой Новгородской Летописи (мл извода) рассказа об апостоле Андрее (и банях) не только не разрушает, а наоборот еще раз подтверждает достоверность исторического факта о посещении первым учеником Иисуса Христа Русского Приильменья! О встрече апостола Андрея с солеварами Приильменья изначально знали и помнили и передавали из поколения в поколение именно местные словенорусы, обитавшие в районах соледобычи преимущественно к югу от озера и в низовьях Шелони.
Вероятно, знакомство древних киевлян с преданием о встрече святого апостола Андрея Первозванного с солеварами Приильменья становится возможным после прихода в Киев варяга Аскольда из Старорусской области Приильменья. Сама Старорусская область до начала ХIV века по словам А.Н. Насонова: «…оставалась в значительной степени княжеской …Взвад, где князья гнали зверя, Руса, где были княжеские соляные варницы...ее главные силы: «засада», огнищане и гридьба. т.е. княжеская организация… Княжий характер Старорусской области подтверждается археологическими данными: мы разумеем признаки более ранней и быстрой христианизации края, выразившейся, по мнению Н. Рериха, в быстром переходе к жальническим погребениям на территории зарусской половины Шелонской пятины».
Если признать бани-солеварни Русского Приильменья, о которых поведал в Риме святой апостол Андрей Первозванный, то необходимо признать и самих словенорусов (индо-славов), живших здесь у озера Ильмень уже в 1 веке н.э.! Но такое торжество исторической справедливости не устраивает как значительную часть норманистов, выводящие чаще всего племя «Русь» из Скандинавии, так и большинство антинорманистов, которые обычно связывают «Русь» с Киевом, с племенем «полян», где этимологическое родство со словом «поляки» более чем очевидно. Вопрос о полной исторической реабилитации Старорусской области Приильменья и по сей день остается незавершенным?!

1. Оньдрею учащю в Синопии и пришедшю ему в Корсунь, уведе, яко ис Корсуня близ устье Днепрьское, и въсхоте пойти в Рим, и пройде в устье Днепрьское, и оттоле поиде по Днепру горе. И по приключаю приде и ста под горами на березе. И заутра въстав и рече к сущим с ним учеником: «Видите ли горы сия?—Яко на сих горах восияеть благодать божья; имать-град велик быти и церкви многи бог въздвигнутц имать». И въшед на горы сия, благослови я, и постави крест, и помоливъся богу, и сълез с горы сея, иде же послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе. И приде в словени, ид еже ныне Новъгород, и виде ту люди сущая, како есть обычай им, и како ся мыють и хвощутся, и удивися им. И иде в Варяги, и приде в Рим, и исповеда, елико научи и елико виде, и рече им: «Дивно видех Словеньску землю идучи ми семо. Видех бани древяны, и пережьгуть с рамяно, и совлокуться и будуть нази, и облеются квасом усниянымь, и возмуть на ся прутье младое, и бьють ся сами, и того ся добьють, едва слезуть ли живы, и облеются водою студеною, и тако ожиуть. И то творять по вся дни, не мучими никим же, но сами ся мучать, и то творять мовенье собе, а не мученье». Ты слышаще дивляхуся. Оньдрей же, быв в Риме, приде в Синопию»




2 Слова с основой «ban/bhan/bene/pan» из древнеиндийского литературного языка – санскрита (а), латинского языка (б), а также из «Англо-русского исторического словаря» (в).



а) «bandi» - «добыча»; «bandh» - «связывать, одеваться, укрепляться»; «bandha» - «узел, ловля, достижение, залог»; «bandhu» - «занятие, получение, родственник, товарищ, супруг»; «banduta» - «родство, дружба, принадлежность к чему-л.»;
«bhanj» - «говорить, освещать»; «bhanda» - «сосуд, утварь, музыкальный инструмент, украшение, повар, сокровище, казна»; «bhana» - «свет, знание»; «bhanu» - «солнце»;
«pan» - «уважать, восхвалять»; «panana» - «обмен, торговля»; «pandita» - «учёный, умный, сведущий».

б) «Bandusia» - «источник в сабинском поместье Горация»; «bene» - «хорошо, порядочно, весьма, изрядно»; «bene-dico» - «хвалить, славить, благославлять»; «bonus» - «добрый, благой, славный, умелый, искусный, доброкачественный, годный, подходящий, значительный. справедливый»; «banaisia» (греч.) - «ремесло».
«Pan» (греч.) - «бог лесов, пастухов и скота»; «panaca» - «чаша, кубок»; «panacea» (греч.) – «панацея, баснословное, всеисцеляющее растение»; «panis» - «хлеб»; «pannus» - «кусок ткани, лоскут, ветошь, мешок»; «Pantheon» - «Пантеон, храм Юпитера»; «pantices» - «живот, брюхо, колбаса»; «penates» - «пенаты, боги-хранители и домашнего очага и общества и государства»; «penarius» - «кладовая съестных припасов, амбар»; «penso» - «взвешивать, сравнивать, вознаграждать, обсуждать»;

в) «ban» - «бан: наместник короля в Хорватии, правитель в Боснии, губернатор в Югославии (1931-41), мелкая рум. монета, запрет, церк. анафема, объявление, призыв вассалов на военную службу»; «banalite» - «баналитет, монопольное право европ. феодалов на средства сельскохозяйственного производства (мельницы, печи, прессы)»;
«Banat» - «Банат, ист. область в вост. Европе»; «banderol» - «вымпел, геральд. лента с эмблемой или девизом на щите»; «Banga» - «Бенгалия, ист. область в Индии»; «bania» - «баниа, группа инд. подкаст.ростовщиков и купцов»; «bann» - «бан, в средние века право главы гос-ва осуществлять высшую принудительную и повелительную власть (судебную, военную и административную)»; «banner» - «знамя, флаг, церк. хоругвь»; «banneret» - «баннерет, дворянское звание в Англии, рыцарь ведущий вассальное войско под своим знаменем».

От славянской Синопы до Русского Валаама.

I

Еще во времена апостола Андрея в городе Синопа на южном берегу Черного моря проживали древние славяне. По неотредактированному четвертому тому «Истории Российской» В.Н. Татищев успел донести следующее, что апостол Андрей «бесспорно в Пафлагонии славян учил и крестил».
А центром Пафлагонии со времён Геродота был город Синопа – один из первых городов на южном берегу Черного моря, куда пришел с евангельской проповедью апостол Андрей; город, в котором еще раз подчеркнем, тогда еще проживали славяне, не покинувшие свою малую родину после разгрома братской Трои.
Помимо совпадения с торговыми путями древности выбор пути апостолом Андреем отражает и выбор апостолом тех территорий, на которых проживали родственные племена – «индо-славы» (словенорусы).
Синопа – Херсонес – Приильменье – озеро Нево – земли Нижнего Дуная и т.д.
Но точкой отсчета апостольского крещения словенорусов безусловно является город Синопа, где живущие славяне в те далекие времена прозывались «венедами».
Передать на словах «весточку» или даже «гостинец» от родичей Пафлогонии; поведать в подробностях, глазами очевидца рассказать об их жизни – это всегда, как правило, залог успеха, что и здесь еще пока на незнакомой земле апостола Андрея радушно встретят; с вниманием выслушают и самое главное на примере уже крестившихся братьев- славян с далекой Синопы, и здесь часть словенорусов примет веру Христову!
Не случайно в кратком рассказе об апостоле Андрее древние русские летописи упоминают дважды именно город Синопу; в начале повествования о посещении апостолом Русской Земли и в конце по возвращению через Рим с Северо-запада будущей России.
На поставленный справедливо вопрос: «А какая может быть связь между славянами и легендарной Троей, еще воспетой древним Гомером?» - то ответим словами первого русского историка В.Н. Татищева: «Славяне сначала жили в Сирии и Финики. Перешедши оттуда, обитали при Черном море в Колхиде и Пафлагонии, а оттуда во времена Троянской войны с именем генетты (венеды – авт.) по сказанию Гомера в Европу перешли и берегом моря Средиземного до Италии овладели, Венецию построили».
Кстати одна из самых древних оздоровительных купален Абано Термо (ныне Абано Монтегротто) на юге Европы с термальными солеными источниками находится именно в исторической области Венето, где и проживали адриатические венеты.
О «Величестве славенского народа» гений Русской Земли М.В. Ломоносов подчеркивал следующее, что: «древность народа даже до баснословных эллинских времен простирается и от Троянской войны известна. Енеты (Пафлагонцы), венеты или венды, народ славенского покорения с королем своим Пилименом бывши в Трое для ее от греков защищения».
С позиции же современной науки один из ведущих антинорманистов наших дней А.Г. Кузьмин отмечал следующее: «С падением Трои в последней четверти второго тысячелетия до н.э. из Малой Азии переселяются союзники троянцев и память об этом жива у многих народов, в том числе и у венедов. Культ героя Троянской войны вождя венетов Пилимена сохраняется и у адриатических, и у балтийских венетов. Топонимические параллели северо-запада Малой Азии, северо-запада Адриатики и юго-восточного побережья Балтики, отмечаемые лингвистами, наряду с антропологическими данными позволяют и в легендах об эпохе Троянской войны и, в особенности, в легендах именно связанных с перемещением венетов, обнаружить достоверную основу».
О границах земель, на которых проживали «северные» венеты во времена апостола Андрея, процитируем выдающегося российского историка Б.А. Рыбакова: «В эпоху Плиния и Тацита, «великий народ венедов» занимал в Европе обширную область шириной 600 км. в меридиальном направлении и около 1600 км с запада на восток. Эта территория занимала часть побережья Балтийского моря («Венедского залива») от острова Рюген и до устья Вислы. Юго-западная граница шла долиной Эльбы, Богемскими горами и Карпатами. Юго-восточная граница шла по краю степи от Карпат к Днепру, переходя на левый его берег, в бассейне Десны. Наименее ясна северо-восточная граница – она терялась в лесах северо-востока».
Интересно здесь также отметить, что и в наши дни финны называют Россию и русских финским словом «Венайа»!

II

Существующие на сегодняшний день общепризнанные схемы исхода венетов из-под Трои в большинстве своем накладываются на схему маршрута апостола Андрея вдоль берега Черного моря, включая нижнее течение Дуная, где со времён Геродота уже жили венеты; и особенно от Синопы на Херсонес через Закавказье и далее вверх по Днепру до «Варяжского моря» и Британии, а обратно янтарным путем с заходом в Рим через адриатических венетов.
Относительно Рима также добавим, что согласно античной традиции вождь защитников Трои – Эней после разгрома Трои вскоре приплыл на корабле именно в устье Тибра, где в дальнейшем «заработали» древние солеварни.
Еще раз подчеркнем, что апостол Андрей направляясь на север шел «не куда глаза глядят», а двигался осознанно, зная заранее маршруты торговых путей, и главное зная имена людей, к которым он сможет обратиться, при этом сославшись на их земляков-родичей из далекой славянской Синопы.
Дополнительным аргументом, существенным доводом для апостола Андрея, что он направляясь вверх по Днепру, не окажется в «беспробудно бескрайней и в непролазно одичалой пустыне», что он первый ученик Иисуса Христа здесь на Северо-западе будущей России обязательно повстречает и непременно познакомится, воочию увидит цветущую и пульсирующую событиями, увлекательную жизнь земляков-братьев только что им крещеных жителей Синопы или Херсонеса; эта уверенность, даже убежденность апостола Андрея была скреплена многовековой устойчивой традицией античного мира; непрекращающимися рассказами о легендарной земле Гипербореев – северных людях.
Академик Б.А. Рыбаков отмечал прочную связь всего цикла лето-артемидо-аполлоновских мифов с севером, с гиперборейцами: «Само имя их показывает, что их реальный прототип находился где-то в направлении на север или на северо-восток от собственных греческих земель. Местожительство мифического народа отодвигалось всё далее на север по мере расширения географии горизонта древних (от Фессалии, Македонии и берегов Дуная до Ледовитого океана)».
По Геродоту греческий Аполлон и его сестра Артемида прибыли в Средиземноморье именно с далекого севера из Гипербореи, и за ними по праву закрепился эпитет гиперборейских богов. И самое главное! О чем написал Гомер в «Илиаде», что гиперборейские боги – Аполлон, Артемида и их мать Лето были на стороне защитников Трои – на стороне венедов или славян!
Отсюда становится еще раз убедительно понятным и довольно объяснимым, почему апостол Андрей после славянской Синопы в конце концов отправился вверх по Днепру вплоть до острова Валаам, а возможно и еще дальше. После разгрома Трои часть славян обязательно ушла, а точнее сказать – вернулась обратно, к своим землякам в Гиперборею.
И вот через апостола Андрея получить славянам-гиперборейцам долгожданный привет от земляков братской Синопы, с большим интересом, внимательно выслушать захватывающий рассказ апостола о жизни далеких родичей, в том числе о их крещении; то отсюда и сама вероятность крестить часть славян-гиперборейцев безусловно являлась задачей выполнимой, о чем не забывал и на что рассчитывал апостол Андрей.
Касательно местонахождения Гипербореи приведем слова русского историка Ю.Венелина: «Ипербореи – живущие по понятию древних в Великороссии».
В доказательство этого утверждения приведем сообщение известного римского географа 1 века н.э. Помпония Мелы: «Они (гипербореи) живут на Крайнем Севере, по ту сторону Рипейских гор, под самой Полярной звездой… День продолжается у них шесть месяцев, и столько же месяцев тянется ночь. Это поистине священная земля, солнца здесь много, и почва плодородна. Жители этой земли – справедливейшие люди, живут они дольше и счастливее, чем другие смертные. Постоянно наслаждаясь весенним досугом, они не знают войн, не раздоров. Они ревностно исполняют священные обряды и особенно почитают Аполлона».
Сузить, еще географически ограничить местонахождение Гипербореи позволяет карта Птолемея – географа 2 века н.э., где по северную сторону Рипейских гор (как говорилось выше) живут гипербореи, а у южного подножья этих гор, судя по карте берет начало река Волга (античная Ра), что соответствует исключительно только Валдайской возвышенности Северо-запада России.
Также на карте Птолемея вблизи истока Волги на северо-западе расположено племя Борусков, что соответствует южной границе старорусской земли Приильменья. В дополнение сошлемся и на слова М.В. Ломоносова, что: « у Птоломея положены славяне около Великих Лук, Пскова, Старой Русы и Новогорода».
Для иллюстрации этимологии слова «Рипейские» (горы) необходимо отметить, что в древнегреческом языке, а также в индоарийском санскрите само слово «рипа» обозначает «грязь». К Северо-западу от Рипейских гор то есть от Валдайской возвышенности расположены земли Старорусского края, по мнению академиков А.А. Шахматова и С.Ф. Платонова легендарный «остров Русов», который по тексту арабских путешественников «покрыт лесами и болотами, не здоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги».
Отсюда обобщающее значение Рипейских гор как грязи, топи и болот через слово «рипа» - выгладит безукоризненно. К тому же в индоарийской санскрите слово «рушана» обозначает «загрязнение», где связь с очень ценимой и востребованной лечебной грязью из местных соленых озерков старой Роуши также возможна.
Нависший смок копоти и гари от дымящих солеварниц лишь только подтверждал значения слов: «рипа» и «рушана». И само понятие «соленая рапа» (вязкая жижа соленого раствора) безусловно, этимологически корреспондируется со словом «рипа»; а слово «рушана» (из санскрита) с древнерусским словом «рушина», то есть «груз,товар». К тому же у чувашей – активных участников древней волжской торговли, чувашское слово «товар» переводится на русский язык как «соль».
Сегодня именно лечебные грязи «старорусские» (наравне с минеральными источниками) являются «золотым фондом» и главным достоянием курорта «Старая Русса». В Европе ныне раскрученный термин древности «фанго» (обозначающий «целебные грязи»), уже в наши дни является основным компонентом многих косметических «VIP-КРЕМОВ».
В старославянских языках слово «банго» обозначало «болото», а с итальянского языка слово «банго» переводится и сегодня как «лечебные воды, курорт»». Сами земли вокруг солеварен нередко в старину наблюдатели закономерно связывали именно со словом «болото».
Напомним слова географа Страбона: «…что касается Рускинона, то около него есть озеро, недалеко над морем болотистая местность со множеством соляных источников». А император Константин Багрянородный отмечал, что «в болотах и бухтах херсониты добывают соль».
Возможно и смысл нынешней присказки «из грязи в князи» заключал в себе изначально совершенно иное значение: «Кто контролирует солеварни (в нагрузку с целебными грязями), тот безусловно в будущем добьётся и власти (княжеской)».
Дополнительно к санскритскому слову «рушана», отметим и другие слова из древнеиндийского языка. Такие, как «рушант» - «ясный, светлый, белый»; «руш» - «украшать, мазать»; «рушита» - «осыпанный чем-л.» (солью?-авт.); «аруша» - «красный, утренняя заря, солнце ».
В своё время академик Н.Я.Марр указывал, что в древности основная функция соли «была сохранять пищевой продукт от гниения, делать вяленным, т.е. функция, для которой раньше использовалось исключительно солнце с его теплом, жаром; и соль получила своё название от солнца».
Отсюда можно высказать предположение и об «этимологической совместимости» санскритского слова «аруша-солнце» (как функции сохранять продукт от гниения) с именем «соленосной земли» Южного Прильменья (Руса/Роуша, рушане). И в литовском языке сам термин «солёный» обозначается словом «suras», а в санскрите «солнце» определяется также словом «sura».
Аруша (солнце) – рушане (из соленосного Южного Приильменья) и «sura» (солнце) – «suras» (солёный).

III

«А что о св. апостоле Андрее существовали и письменные сказания, очень близкие к тому, какое передал нам летописец, за это отчасти ручается находящаяся в одной из оксфордовских библиотек древняя греческая рукопись, из которой издан небольшой только отрывок о путешествии святого апостола Андрея в стране антропофагов или людоедов, полагаемый древними географами во глубине России, …по нынешней Великоруссии и Беларуссии до Балтийского моря и далее к северу» - писал митрополит Макарий в «Истории Русской Церкви».
Но о племени антропофагов античные (историко-географические) тексты никогда и ничего не сообщают. Имеются лишь свидетельства еще со времен Геродота о племени якобы «людоедов» - андрофагов, что позволяет отождествлять художественно-литературных «антропофагов» с реальным племенем андрофагов, которые и проживали именно «в глубине России, далее к северу».
Первый русский историк В.Н.Татищев отмечал, что андрофаги отдельный народ от скифов, то не иначе как славяне. Академик Б.А.Рыбаков помещает племя андрофагов в верховьях Днепра и Западной Двины и дополняет эпитетом «днепро-двинские андрофаги», что соответствует первому летописному упоминанию земли под названием «Русь» в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины: «Из Руси можно по Волге плыть до Каспия, а по Двине доплыть до варягов».
И нет ничего удивительного, что в поздних текстах «деяний первого ученика Иисуса Христа», сам сюжет о путешествии апостола Андрея в страну антропофагов отождествляется именно с городом Синопа, в котором еще в первом веке по Р.Х., как отмечал В.Н.Татищев, оставались славяне – сородичи древних словенорусов, обитавших в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины.
Наравне с греческой, эфиопской и сирийской редакциями «Путешествия апостола Андрея в стране антропофагов» покажется в чём-то необъяснимо странной и неожиданной именно англосакская редакция вышеупомянутого текста. Это прежде всего указывает на интерес британцев к жизни апостола Андрея, посетившего их острова и крестившего шотландцев, возможно, по мнению британцев, древних андрофагов.
Примечателен также отрывок из англосакского текста, где климатические особенности страны антропофагов безусловно можно отнести только к суровому северу. «Во мраке тюрьмы провел (Андрей) долгую зимнюю ночь…, снег покрыл землю белой пеленой, буря разразилась жестоким градом… поля оцепенели от холодного дождя… слой льда появился на поверхности бурунов».
Возможно, автора «Деяний (путешествия) апостола Андрея в стране антропофагов» (Леуция Хорина, I – II век по Р.Х.) смутила вероятно общая семантика (значение) для слов «Андрей» и для первого части сложного слова «андрофаги», где «андр» по-гречески значит «мужественный». Отсюда возможно произошло и небольшое исправление из «андрофагов» в «антропофагов», чтобы избежать в дальнейшем нежелательных толкований, что первично, а что вторично по отношению друг другу из этих слов.
Само греческое слово «фаги» значит «обжора». Дословно «андрофаги» переводится с древнегреческого языка как «пожиратели мужественных», что довольно далеко от значения «людоеды». Для наших дней выражение «пожирать глазами» не имеет ничего общего с низменной патологией – «лакомиться» человеческим мясом.
В связи с чем, метафорических «андрофагов», в первую очередь, можно рассматривать в значении «непобедимых, бесстрашных, всегда готовых защищаться», а сам образ «людоедов» здесь вторичен.
У северных индоариев (в санскрите – авт.) значение слов «руш/рус или руша» означает именно «гнев, ярость; наносить раны», что соответствует и по смыслу перекликается с первичным значением слова «андрофаги», то есть первичная семантика слов «андрофаги» и «рушать» полностью совпадает.
И не стоит нам стыдиться, что именно к нашим далеким предкам - бесстрашным и непобедимым «андрофагам» приходил с евангельской проповедью святой апостол Андрей Первозванный!
О человеческом благородстве андрофагов, об их зрелой рассудительности свидетельствует текст Геродота: «После этого сообщения скифов, прибывшие сюда цари племен стали держать совет. Мнения участников разделились: цари гелонов, будинов и савроматов пришли к согласию и обещали помочь скифам. Цари же агафирсов, невров, андрофагов, а также меланхленов и тавров дали скифам такой ответ: «Если бы вы прежде не нанесли обиды персам и не начали войны с ними, тогда мы сочли бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам. Однако вы без нашей помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это. Теперь это же божество на их стороне, и персы хотят отплатить вам тем же. Мы же и тогда ничем не обидели этих людей и теперь первыми вовсе не будем враждовать с ними. Если же персы вступят и в нашу страну и нападут на нас, то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в нашей стране. Нам кажется, что персы пришли не против нас, а против своих обидчиков».
Под этими словами – мыслями «так называемых людоедов» подпишется, не задумываясь любой болеющий за справедливость, совестливый и благородный человек!
Говорим «благородство»! Подразумеваем «андрофаги»!
Говорим «андрофаги»! Подразумеваем «благородство»!.

IV

Без признания факта прихода апостола Андрея в Русскую Землю, очень трудно объяснить, почему только в греческом и древнерусском языках (а также в Македонии) горчица обозначается словом «синапа». Сослаться на торговые контакты древних греков с Северным Причерноморьем или Средним Приднепровьем здесь в этом случае не представляется возможным, так как украинский язык не знает слова «синапа» в значении «горчица».
А вот реконструировать возможность передачи через апостола Андрея от земляков Пафлагонской Синопы братьям по крови – солеварам Новгородской земли в качестве подарка-сувенира горчичные зерна; то такая предложенная формула позволяет ответить на вопрос: « Как могло закрепиться у словенорусов Северо-Запада будущей России чрезвычайно южное и заморское слово «синапа?». Более того, в статье Воскресенской летописи «О проявлении земли Русской от апостола Андрея Первозванного» город Синопа указан именно как «Синапия» («Андрею учащу ему в Синапии»).
Повторение Синопы как «Синапии» и в других списках не только Воскресенской летописи, но и в Софийской первой летописи (старшего извода) лишь подтверждает, что это была не ошибка переписчика, а осознанное и настойчивое желание подчеркнуть, еще раз напомнить об исторической связи между Пафлогонской Синопой (Синапией), самим святым апостолом Андреем Первозванным и землями Северо-Запада будущей России через обозначение горчицы древнерусским словом «синапа». Да и сам рецепт приготовления горчицы в первую очередь требовал использования благородной «руской» соли, что могли себе позволить только солевары Новгородской земли.
Присутствие и в наши дни рядом с Олонцом в Ладожском озере Андрусовской бухты более всего убеждает, что святой апостол Андрей Первозванный непременно находился на Северо-западе будущей России и доплыл вплоть до Валаама. Абсурдность распространенного «антиапостольского» объяснения, почему появилось такое название, впечатляет своей нелогичностью. Якобы бухта названа Андрусовской в честь преподобного Андреяна, который в начале ХVI века построил на полуострове в бухте монастырь. А почему бухта названа именно Андрусовской, а не Андреяновской, это несоответствие пытаются объяснить широким распространением в Ладожском регионе имени «Андрус» вместо «Андрея».
Но новгородские и псковские летописи не знают имени «Андрус»; в Двинской земле упоминается лишь Андриянов берег. С позиции здравого смысла не представляется возможным признать, что на оживленном торговом пути на оси Изборск – Ладога – Белоозеро в начале ХVI века бухта в Ладожском озере вблизи Олонца оставалась обезличенной – «безыменной» до прихода преподобного Андреяна.
Уже в начале ХV века новгородские летописи называют реку «Варзугу» на Кольском полуострове, что существенно дальше от «цивилизации» в отличии от Андрусовской бухты. Первое упоминание об Олонце также относится уже к ХII веку. Английский посол Флетчер в ХVI веке отмечал, что из Карелии русские вывозят бобров, слюду и железо.
И отсюда вывод лишь только один, что Андрусовская бухта сохранила имя святого апостола Андрея Первозванного, но в «шотландской» огласовке, как и город святого Андрея в Шотландии – Сент-Андрус. Да и сама версия о повсеместном распространении в Ладожском регионе имени «Андрус» в любом случае ведет к апостолу Андрею (к шотландскому Сент-Андрусу). Других Андрусов, кроме апостола Андрея история Ладоги просто не знает. Молву о неком раскаявшемся разбойнике Ондрусе, ставшим потом монахом у преподобного Андреяна не комментируем.
Само же посещение апостолом Андреем острова Валаам завершим словами из книги «История Валаама Солнце Ладоги» в которой сказано следующее;

что по местному преданию Святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибывши из Киева в Новгород, отсюда по реке Волхову достиг Ладожского озера, а потом – до Валаама;
там благословил горы каменным крестом, истребил капища Велеса и Перуна, обратил в Христову веру и жрецов идольских, и обитавших на острове язычников, положил основание на Валааме исповеданию веры Христовой и оставил пастырями новособранного стада Христова некоторых сопутствовавших ему учеников…;
в рукописи «Оповедь» говорится о сем с полным убеждением в истинности сего предания следующими словами: «св.Андрей от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен, смежных лугами (степями), достиг Смоленска, и ополчений Скеф и Славянска Великого и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставляя по всем местам кресты каменные;
и ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все посадники доезжали от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили»;
о пребывании св.ап.Андрея на Валааме подтверждает хотя не в такой подробности, и другой памятник древности: это именно вселетник Киевского митрополита Илариона, лета 1051;
в котором говорится о сем так: «Ноября 30 св.апостола всехвального Андрея Первозванного…и Церкви поборника всхвалим: за не, якжо древле тому приити в Киев, Смоленск, Новград, Друзино ((Грузино) и Волаамо».

Возвращаясь вновь к рассказу о «банях-солеварнях», необходимо отметить также следующее, что протекающая в Пафлагонии по земле древних славян (венедов) река Галис берёт начало (дословно как у Геродота) с «Армянского горного хребта». Именно с территории, где по библейской традиции после всемирного потопа остановился «Ноев ковчег», где располагалось древнейшее государство Урарту с династией царей по имени «Руса», где в центре этой библейской земли находится и поныне самое крупное (в нынешней Турции) солёное озеро «Ван». По мнению Б.Б.Пиотровского современное название озера «Ван», вероятно восходит к урартскому слову «Биайни», которое обозначало либо само государство Урарту, либо центральную его часть. В связи с чем и триада слов: «Соль»-«Биайни»-«Руса», безусловно сакральных для древнейшей цивилизации Урарту, нашло своё историческое соответствие и на Северо-западе будущей России:
«Солеварни» - «Бани» - «Руса».

.

I

Вопрос о достоверности посещения апостолом Петром Британских островов, как о реальном событии, удивительно, но западные ученые бережно чтят это церковное предание, ни в коей мере не стремятся его подвергнуть какому-либо сомнению.
Относительно же родного брата Петра – апостола Андрея – покровителя не только Русской Земли, но и части Британских островов, а именно загадочной Шотландии, то здесь жажда критического подхода среди «бескорыстных» исследователей явно зашкаливает.
Признать, что апостол Андрей посетил с евангельской проповедью и далекую Шотландию, то тем самым еще раз убедительно подтвердить, что апостол Андрей непременно находился на Северо-западе будущей России. Даже сам легендарный путь «из варяг в греки» через Рим проходил, в том числе и вблизи восточного побережья Шотландии.
Именно в Шотландии находится и город Сент-Андрус (Сент-Эндрюс), который назван в честь апостола Андрея.
Уже в IV веке на земли будущего Сент-Андруса в Шотландии были перенесены части мощей апостола Андрея из греческого города Патры, с места мученической смерти первого ученика Иисуса Христа.
И этим фактом, а не самим посещением Андреем Первозванным Шотландии пытаются обосновывать и причину, по которой шотландцы считают апостола Андрея своим покровителем. Еще раз подчеркнем, если признать, что шотландцев крестил апостол Андрей, то этим (дополнительно) подтверждается и крещение Великой Русской Земли первым учеником Иисуса Христа! Но многих такой факт исторической правды жизни совершенно не устраивает, даже пугает.
Шотландский историк Фордум, писавший о святых мощах апостола Андрея (по тексту С.Петровского), отмечал следующее:
«В середине четвертого века священные останки Андрея Первозванного, которые продолжительное время находились в городе Патрах, состояли под особым ведением некоего игумена или епископа, грека по имени Ригул. В 345-м году император Констанций повелел перенести их в Константинополь. Однако за три дня до перенесения их Ригулу явился ангел Божий и приказал ему, сняв нарфикс, под коим почивали священные останки апостола, отделить от них одно плечо, три перста правой руки, часть колена и один зуб.. Ригул исполнил повеление свыше и через некоторое время получил новое указание покинуть Патры, взяв с собою отделенные части мощей святого апостола. Он сел на корабль и отправился в море. У берегов Шотландии около гавани, называемой теперь гавань святого Андрея, корабль Ригула потерпел крушение. Тем не менее он и сопровождаемые им мощи Первозванного апостола остались невредимыми. Царь обитавших в ту пору на территории Шотландии пиктов Унгл принял Ригула с великою честью и после проповеди его крестился сам и крестил своих подданных. На берегу, против того места, где произошло кораблекрушение, тогда же был построен первый в Шотландии христианский храм во имя апостола Андрея. В этом храме были положены части святых мощей, привезенных Ригулом».
Предложенная западными учеными версия, почему апостол Андрей покровительствует Шотландии, выглядит крайне неубедительно. Протяженность морского пути от греческого города Патры до восточного побережья Шотландии соответствует расстоянию от Европы до Америки. И в здравом уме невозможно поверить, чтобы инок Ригул вместе с частицами мощей апостола Андрея направился на корабле не до конкретного пункта назначения, а по принципу «куда глаза глядят, куда волны сурового океана выбросят».
На случайность переноса части мощей апостола Андрея вследствии крушения корабля у берегов Шотландии, на этот «форс-мажор» можно было бы согласиться, но только при единственном условии, что инок Ригул целенаправленно двигался на корабле в сторону Балтийского моря, конкретно на северо-запад будущей России, а именно в земли, которые благословил святой апостол Андрей Первозванный!
Но причина посетить Шотландию и древних кельтов у апостола Андрея была все же довольно веская! Потомки защитников Трои (согласно западной традиции) освоили и далекие земли британских островов. Среди переселенце на острова безусловно находились и венеты Пафлагонии – жители славянской Синопы.
Здесь интересно отметить наблюдение Страбона об исключительной близости венедов с кельтами, племена которых уже в V веке .до Р.Х. очень плотно стали осваивать Британские острова. У Страбона читаем: «После упомянутых племен следуют остальные племена бельгов (прим., кельтов), проживающих на берегах океана; во-первых, венеты, которые сразились с Цезарем в морской битве; они пытались помешать его высадке в Британии, владея портом на острове».
Также и в Малой Азии оставшиеся после разгрома Трои венеды Пафлагонии (потомки славян) проживали по соседству именно с кельтами (галлами), которых между собой разделяла река Галис (т.е. СОЛЬ).
Само название «кельтов» или «сельтов» или «галлов» отражает их принадлежность к разработке и контролю над солеными промыслами, где корень «сель» или «галл» обозначает слово «соль». Тот же Гальштат (по которому названа знаменитая археологическая материальная культура) являлся достаточно успешным соленым промыслом древности, где (в землях Норика) совместно проживали и кельты и венет

Просмотров: 319 | Добавил: njudin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz