Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Пятница, 26.04.2024, 09:23
Приветствую Вас Гость
Главная » 2013 » Июль » 24 » Финно-угры. Часть3
07:38
 

Финно-угры. Часть3

5

С.В. Трусов

Финно-угры

Часть3

Приведу пример быстрой тюркоизации аров. Вот что рассказывает о событиях начала 15 века автор летописи «Казан тарихы» Бу-Юрган: «Старики рассказывали мне, как Хаджи Баба-бек собрал их прадедов в Шем-Мардане и объявил им: «Я - ваш новый господин. Тех, кто примет ислам, объявлю своими казаками и обложу налогами за неслужебное время не выше ак-чирмышских, а тех, кто будет упорствовать в язычестве - обращу в курмышей». Большинство, конечно же, приняло ислам, а четверть игенчеев. отказалась и превратилась в курмышей… А старики добавляли еще, что все ары, принявшие ислам, уже во втором поколении забыли свой язык и стали булгарами, ибо бек дал деньги и в каждом ауле построили по две-три мечети со школами для обучения вере и языку булгар. А потом и язычники, живя среди правоверных, забыли арские наречия...» (344).

Территория проживания современных эрзя была отдана во владения крупных феодалов (казанчиев). Эрзяне продолжали упорно верить в своих богов, поэтому относились к самому нижнему сословию Волжской Булгарии. Казанчием такое положение дел было выгодно. Эксплуатация бесправных игенчеев была аналогичной крепостному гнёту Руси. Относительно свободным субашам-мусульманам, перешедшим на булгарский язык, на территории игенчеев-язычников, управляемых казанчиями, делать было нечего. Зато сюда продолжали переселяться из центральных районов Булгарии язычники-угры, также неохотно воспринимавшие мусульманскую религию. Именно поэтому ассимилированные уграми ары и мурдасы, превратились в народ эрзя, говорящий на языке финно-угорской группы, но взявший за свое название имя автохтонного населения – ары (ар-сан). А те, ассимилированные тюрками и уграми, ары и мурдасы, что стали субашами, являются теперь чувашским народом, говорящим на тюркском языке. Но если мы посмотрим на данные генетических анализов, то увидим, что индоарийская кровь (гаплогруппа R1a) присутствует у этих народов в значительном количестве. У мордвы – 39,1%, у чувашей – 31,6%. Объяснить это более поздней ассимиляцией русскими не представляется возможным. Финно-угры эрзя и мокша, так же, как чуваши-мусульмане, до сих пор неохотно вступают в брак с русскими. Кроме этих мест, ары, согласно Гази-Бараджу, жили также, к северу от Камы. И это правда, удмуртов башкиры и волжские татары до сих пор зовут «арар».

То, что ары, могли быть по происхождению индоарийцами, доказывает их имя. По утверждению современных ученых, этноним «эрзя» этимологически восходит к иранско-сарматской лексике (arsan — самец, мужчина, герой). Хотя, если говорить о происхождении данного этнонима, исходя из предположения о его индоевропейской лексической основе, я все же напрямую связал бы этноним «ары» с «арийцами». Арийцы – это люди, поклоняющиеся солнцу (Яру). Наверняка, первоосновой «ирано-сарматского arsan» был какой-то один определенный термин, а не три, как нам предлагают лингвисты. Такое разнообразие трактовки (все-таки, самец, мужчина и герой – это разные по смыслу слова) одного слова, позволяет говорить о том, что все предлагаемые этимологии – это поздние переосмысления какого-нибудь одного древнего слова. К примеру, «arsan» - сын солнца. А уже позднее данный термин мог превратиться и в ариев, и в имя Арсен, и в самца, и в мужчину, и даже в героя. У аров-удмуртов, несмотря на сильные ассимиляционные процессы со стороны финно-угров и тюрков, носители гаплогруппы R1a составляют 37% популяции этого народа. Я думаю, что это и есть арская составляющая в процессе этногенеза современных удмуртов. Кто-нибудь скажет, что это процесс недавней ассимиляции русскими. Но в таком случае, почему у чувашей, которые практически всегда контактировали с русскими соседями, проживающими в Нижнем Новгороде, основанном в 1021 булгарами, а в 13 веке присоедененном к русским княжествам, в Муроме, основанном Чернояром в 815 году, в Ростове, построенном Вадимом Храбрым в 816 году, в Рязани, основанной не позже 1090 года, процент носителей данной гаплогруппы ниже - 31%? Ведь Удмуртия лежала дальше от русских районов. А у марийцев, живущих на противоположном от чувашей берегу Волги – вообще 47%, практически столько же, сколько и у самих русских. Или русские до такой степени старались ассимилировать именно мари? Почему тогда другие гаплогруппы у всех этих народов разные? Нет, гаплогруппа R1a осталась в крови данных народов от их общих далеких предков – аров.

Ары жили и на территории Мари-Эл. Русские марийцев называли черемисами, от булгарского «чирмыш» (так до сих пор зовут марийцев волжские татары). Но этноним этот современными марийцами не воспринимается. Они от него открещиваются категорически. И это понятно, в феодальной Булгарии термин «чирмыш», впрочем, как и некоторые вышеперечисленные термины («чуваш» и т.д.), не был этническим. Им обозначали сословие государственных военнообязанных крестьян. Из чирмышей составлялось народное ополчение. Призванные на войну чирмыши платили налоги меньших размеров, чем игенчеи, но они обязаны были иметь определенный набор вооружения.

Если кому-нибудь интересно, приведу рассказ Гази-Бараджа о некоторых сословиях Булгарии. Он пишет, повествуя о реформах хана Джафара Алмыша: «По совету Абдаллаха ибн Башту Джафар произвел реформу налоговой системы. Так как игенчеи-сабаны запятнали себя участием в “Войне биев”, он запретил это название и повелел именовать эту категорию игенчеев субашами - в память о поддержке ими кана. Субашами с того времени называли игенчеев-мусульман, плативших государству только минимальный и строго определенный налог деньгами, скотом, мехами или продуктами. Этот налог в случае необходимости мог заменяться другими равноценными повинностями. Субашей не брали на войну, и только в случае нападения неприятеля на Булгар они составляли ополчение. Игенчеев, оставшихся в язычестве, зачислили, по их пожеланию, либо в чирмыши или ак-чирмыши, либо в кара-чирмыши. Чирмыши платили налог в размере субашского и, кроме этого, находились на военной службе. Во время войны они получали часть добычи. На военные сборы они должны были являться в полном вооружении, которое приобретали на свои средства. Любой воин в случае обнаружения у него недостатка в вооружении мог быть казнен на месте. Так же он казнился за неуважение к оружию. Кара-чирмыши же платили двойной субашский налог, налог в пользу мечети и, кроме того, несли прочие повинности в размере двух субашских налогов. Кроме этих категорий государственных крестьян, из которых субаши и чирмыши считались младшими рыцарями - бахадирами - и могли иметь оружие, при Газане появилась новая категория крестьян - курмыши. Курмышами стали называть кара-чирмышей, которых обязывали платить свой налог среднему и высшему рыцарству - уланам или казанчиям. Еще позднее некоторые уланы за особые заслуги стали получать земли кара-чирмышей в наследственное владение. Курмыш мог уйти от казанчия, но в таком случае терял землю...» (345).

То, что изначально черемисы (марийцы) были арами, неоднократно прописано в булгарских летописях. Сошлюсь на выдержку из летописи Бу-Юргана, где он рассказывает о весьма неудачном для русских походе 1369 года на Казань: «Бек джунцев стал со всеми русскими поспешно отступать по старой Галиджийской дороге через Кукджак и потерял на этом пути все войско. Говорят, тогда на Новый Болгар ходило 80 тысяч неверных, и только черные ары убили 60 тысяч из них. Когда первая часть их явилась к эмиру с воткнутыми на пики головами урусов, Азан тут же перевел их в разряд ак-чирмышей и освободил от джизьи. Услышав об этом, остальные ары разделили головы неверных по одному на мужчину с целью получения привилегий большинством их народа и явились с ними в Казань. Эмир всех причислил к ак-чирмышам. И так 60 тысяч аров сделали ак-чирмышами и стали весь свой народ называть “чирмышами”»(346). Здесь: Бек джунцев - князь нижегородцев; галиджийская дорога - дорога, связывающая Булгарию с Новгородом Великим, шла по левому берегу Волги; Кукджак - область луговых мари, живших вблизи реки Кокшаги (левый приток Волги).

На территории Мари Эл еще в 9 веке поселились мадьяры. В дальнейшем сюда не раз переселялись угры-язычники из центральных районов Волжской Булгарии.

Маленький пример переселения угров на земли современных марийцев, датированный Гази-Бараджем 1030 годом: «Многие из них воспротивились этому и предпочли уйти на земли Мартюбы между Арсу и Мишей. Будучи в крайней озлобленности, субаши изгнали оттуда почти всех аров и заняли их земли. За субашами сюда же стали стекаться отовсюду беглые чирмыши, которые здесь самовольно становились субашами» (347).Здесь: Мартюбы – булгарская губерния, современные земли Мари Эл; Арсу – река Казанка.

Что и привело к финно-угорской ассимиляции местного населения. На формирование же народов Коми значительное влияние оказали еще и вогулы, переселившиеся в эти места с востока, а также самоеды, проникавшие сюда как с севера, так и с востока. До появления хантов (иштяков) в лесной зоне Западной Сибири этот регион был заселен, по свидетельству Гази-Бараджа, самодийцами. Когда кочевники ханты, разгромленные печенегами, побежали в тайгу, самодийцам пришлось спасаться уже от хантов. Поэтому они вынуждены были бежать на север, а также на запад и восток.

Будучи союзниками булгарских балтаваров, мадьяры Дона и Северского Донца прожили в этих местах неполную сотню лет. Дело дошло до того, что в конце 9 века их племенной союз возглавил правнук Светогора и сын Алмыша от мадьярки - Арбат. Единство кара-булгарской державы в это время распалось и оставшийся без трона Арбат, возглавил мадьярские роды, жившие в верховьях Северского Донца и Дона. Сначала он служил своему дяде Лачыну (Соколу), а после его свержения, хазарам. В 893 (или 894) году бек Хазарии Арслан (внук кагана Уруса), послал его на войну с балканской Болгарией. На престол Болгарии в это время только что вступил Симеон Великий (893-927). Мощная в те времена Болгария брала с Византии дань. Поэтому Византия всячески старалась навредить болгарам. Видимо византийские стратеги попытались воспользоваться династическими переменами в стане противника. Хазария не была в конце 9 века союзником Византии. Но Арслан, помня о союзе своего деда Уруса, пошел на тайный договор с греками и послал им на помощь мадьяр. Еще раньше, в 891 году Арслан развязал войну на востоке. Нанятые Арсланом менцы (половцы) в союзе с восточными башкортами в 894 году разгромили печенегов, живших к востоку от реки Урал. Но как обычно бывает в истории, война на два фронта привела к катастрофе. Гази-Барадж пишет: «Иллак был наголову разбит. Половина его людей в ужасе подчинилась завоевателям, а сам он с другой половиной баджанаков предпочел откочевать на запад. На своем пути Иллак ожесточенно громил все области хазар, считая их виновниками своего несчастья»(348). Здесь: Иллак – печенежский хан; баджанаки – печенеги.

Когда печенеги дошли до Дона они обрушились на кочевья мадьяр, мстя за то, что в первом хазарском походе против них (в 891 году) участвовали мадьяры во главе с Арбатом. Снова дадим слово булгарскому летописцу, описывающему разгром венгерских кочевий, в котором отсутствовали воины, ушедшие во главе с Арбатом на балканскую войну: «Оставшиеся без мужчин кочевья моджар были совершенно разгромлены баджанаками, не знавшими жалости к своим закоренелым врагам. После этого Кара-Булгар объял настоящий ужас. Каубуйцы бежали со своими семьями в Хазарию и были размещены на реке Куба, а 5 тысяч барынов пришли к Башту и попросили Алмыша проводить их в Булгар»(349). Здесь: каубуйцы - кочевой народ, ковуи в ПВЛ, каубуйцы так же участвовали в походах Арбата; барыны - также кочевой народ, известный по ПВЛ, как берендеи; Башту - Киев.

После этого остатки неславянизированных булгарских родов ушли с Алмышем из Киева в Волжскую Булгарию. Печенеги, достигнув берегов Днестра и Дуная, перекрыли Арбату путь возвращения на родину. И он, поразмыслив, повернул свое войско в Паннонию. Разгромив славянское Моравское княжество, мадьяры захватили Паннонию, на долгие годы став головной болью для своих соседей. Арбат же стал основателем династии венгерских королей, известной теперь, как династия Арпадов.

Правдивость «Гази-Барадж тарихы» полностью подтверждает венгерская хроника 12 века Gesta Hungarorum (Деяния венгров), называющая отцом Арпада Альмоша, в котором легко узнаётся отец Арбата Алмыш. Арбат все же каким-то образом донес свои планы до оставшихся на Дону и Северском Донце кочевий. Разгромленные печенегами, оставшиеся на Украине, угры были вынуждены пробираться в Паннонию горными долинами Карпатских (в ПВЛ они названы Угорскими) гор. Читаем у Нестора: «В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами...»(350).

После этого печенеги, часто (вплоть до 968 года) были союзниками русских. В ПВЛ, в частности, говорится о том, что они участвовали на стороне князя Игоря в походе на Царьград в 943 году. О взаимоотношении русских и печенегов можно прочитать в статье «О неизвестных войнах с печенегами в начале 10 века».

Освободившиеся от мадьяр и булгар территории по Северскому Донцу и верховьям Дона были вновь заселены славянами. На Северо-Востоке Руси дело обстояло несколько иначе. Я еще раз подчеркну свое мнение о неопределенности этнического происхождения мери, веси и других племен, обитающих на данной территории. Летописи нам не говорят об этнической принадлежности этих народов. Они говорят только о том, что это были самостоятельные народы. Но к этой категории ПВЛ относит и радимичей, вятичей, кривичей. Ученые не могут определиться с генезисом мери, веси и т.д. Исследования показывают, что их формирование происходило во второй половине 1 тысячелетия нашей эры. Не могут ученые установить и археологическое наследие этих народов. К примеру, с вепсами, которых часто называют наследниками древней веси, с большой долью уверенности, связывают только могильники 10-12 веков. Но в конце 1, начале 2 тысячелетия весь, меря и другие лесные жители Северо-Восточной Руси подвергались сильному влиянию других народов, в государственные образования которых они входили. Поэтому могильники 10-12 веков уже могут относиться к той же веси, но уже значительно ассимилированной другими народами. К этому времени они, малочисленный народ, вполне могли сменить язык общения и многие культурные обычаи. В нашей официальной истории процессы, происходившие на землях Северо-Восточной Руси, помещаются в одну простую формулу: пришлые славяне поселились среди финно-угров и постепенно их ассимилировали. Но, с выходом «Гази-Барадж тарихы», вновь подтвердилась старая истина: история не любит простоты и постоянства, она динамична и непредсказуема. Да, действительно, славяне селились среди местных племен. Но под термином «славяне» необходимо подразумевать западных славян – варягов, галичан, колбягов, волинцев и т.д.. В лесах же Северо-Восточной Руси ко времени появления галичан уже жили другие славянские племена. В своем социально-экономическом развитии аборигены значительно отстали от балтийских славян, поэтому попали под власть более искушенных варягов и колбягов и были ими быстро ассимилированы. Также оказалось, что события эти происходили несколько раньше, чем предполагают историки. Датировки булгарских летописей отодвигают время освоения Северо-Восточной Руси западными славянами на 100-150 лет. Уже в 745 году, булгары рушат город Галич на Ильмене, построенный галичанами-волинцами, выходцами из Нижнего Поодерья. В это же время возникает Старая Русса, город воздвигнутый бежавшими сюда из Поднепровья русами. Не Рюрик вовсе построил города, которые до сих пор приписываются его стараниям. Это было сделано еще до него Вадимом Храбрым. Булгарский летописец пишет: «В 816 году … Будим восстановил Галидж и Урус и … построил Шамлын, Джир и Мен»(351). Переведу: «Вадим восстановил Новгород и Руссу и построил Смоленск, Ростов и Минск». Мало того, Вадим расселял балтийских славян и по Западной двине. Гази-Барадж пишет, что этот князь «для анатышцев построил крепость Калган на реке Кара-Тун». Анатышцы - это варяги с «дальней родины», с южных берегов Балтики. Кара-Тун - это Западная Двина. Туном булгары всегда называли Северную Двину. "Кара" - у булгар, как и у многих других народов означало не только чёрный цвет, но и сторону света: "ак" (белый) - восток (там, где наступает новый день, светает-белеет); "кара" - соответственно запад (там, где утром темное небо). Крепость Калган мне не удалось в точности идентифицировать, но на Западной Двине расположено множество древних населённых пунктов, происхождение которых я связываю со славянами. Это и Рига (создана ругами), Герцика (Ярцика, современная латвийская деревня Ерсика, русское Ерсикское княжество существовало вплоть до 13 века - последнийего князь Всеволод был Рюриковичем), Полоцк (один из древнейших руских городов, многие исследователи его древности ссылаются на рассказ Саксона Грамматика о захвате датским конунгом Фроде Полоцка аж в 5 веке), Куконос (Русское Кукейносское княжество, возглавляемое Вячко, сущетвовало ещё в 13 веке; современный латвийский Кокнесе). Но всё же некоторые аналогии позволяют мне предполагать, что Калган - это современный латвийский населённый пункт Ерсика. Дело в том, что русские источники называли его Царьградом (нем. Zargrad). Ещё в 19 веке железнодорожная станция, стоящая рядом с городищем у села Ерсика носила это название - Царьград. При чём здесь Царьград и Калган? Мне трудно связать их, так как смысл булгарского термина "калган" до конца не понятен. Но в летописи Гази-Бараджа князя Владимира Мономаха называют ещё Алтын-Калган. Откуда такое прозвище? Я связываю его с матерью Владимира, которая была дочерью (или племянницей) византийского императора Константина<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} IX Мономаха. Булгары называли Рим Алтын-Баш (Золотая Голова), поэтому можно предположить, что и Константинополь (называемый русскими Царьградом) они могли называть Алтын-Калган. Соответственно прозвище Владимира "Алтын-Калган" могло означать - "царьградский". Почему булгары могли называть Царьград "Калганом"? Трудно сказать наверняка, но ведь сохранились и другие названия этого древнего города - например, Византий. В этих местах с древности селились галаты (галлы), которые оставили своё присутствие в топонимии, прилегающей к Мраморному морю. Так, на берегу пролива Дарданеллы с древних времён известен город Галлиполис (современный турец. Гелиболу), основанный на Галлипольском полуострове галатами. Также известно, что один из древнейших исторических районов Константинополя назывался Галата. Поэтому можно предположить, что булгары могли использовать не только хорошо известные нам многочисленные названия столицы этой империи (арабы и турки, как известно, называли её Румом, русские Царьградом, греки Византием, а римляне Константинополем), но и Галата. Причём здесь "Калган"? Трудно связать Галату с "Калганом", но некая семантическая связь всё же здесь приутствует. Всем известно лекарственное растение, называемое у нас калганом. Но в Западной Европе он с древних времён назывался "галанга", "галгант" или "галгалан". Также известно ещё другое его название, употребляемое на Западе в Средневековье - "русский корень". Кстати, два этих варианта названия лекарственного растения косвенно подтверждают мою гипотезу о том, что галлы принимали самое активное учатие в этногенезе славян. И многочисленные совпадение племенных названий галлов и славян не случайны. В первую очередь я говорю о галлах-рутенах (русенах) и славянах-русинах (в латинской транскрипции - рутенах). Может быть данная информация является недостаточным остнованием для идентификации упомянутого Гази-Бараджем города на Западной Двине Калгана в качестве Царьграда, но более вескими онованиями я не обладаю. Поэтому связь Царьграда (Герцика) с Калганом, упоминаемым Гази-Бараджем - всего лишь гипотеза. Я даже не могу предположить почему крепость на Западной Двине была названа по имени столицы Византийской империи. Возможно, что это всего лишь "шутка" её первых жителей, а возможно, что данные анатышцы как-то были связаны с Константиноплем (служили в гвардии императора или ходили туда на разбой). С другой стороны, кроме Царь-града и перечисленных выше древних городов, на Западной Двине множество древних населённых пунктов обязаны своим происхождением балтийским славянам. Упомяну ещё древние латвийские Даугавпилс (бывший Двинск, называемый финнами Вейненлайна, происходящим от финского названия Западной Двины - Вейнайёки - Русская река), Краславу (древнерусс. Креславль), Варновичи (несомненно связанное с балтийским племенем варнов), белорусское Городище (такие название давали в древней Руси населенным пунктам, возникшим на месте погибших до того городов). Стоит упоминуть и древний Витебск. Существует мнение, что город был основан княгиней Ольгой в 947 году. Но мне кажется, что основание города не стоит связывать с именем княгини-христианки. Скорее всего название города и название реки, в устье которой он стоит, связано с популярным у балтийскиих славян богом Святовидом (Святовитом, Видом, Витом). Поэтому он и назывался в древности Витепеск (Видбеск, Видбеск, Видебск). Город Сураж также является очень древним. Он впервые упоминается в летописи в 11 веке, но его явно языческое название уводит нас в дохристианскую эпоху.

Булгарское название Западной Двины стало причиной различных словообразований. Как известно, в 13 веке река Западная Двина стала основной артерией католической агрессии германцев в Восточной Балтии. Поэтому вскоре булгары всех немцев стали звать по названию этой реки "каратунами". Оттуда же появилось еще одно булгарское значение этого термина, «каратуны» - христианские фанатики (крестоносцы). Удивительно, что в татарском, русском и украинском языках существует ещё одно значение термина "каратун". Связан ли он с рекой? Не знаю, вряд ли. "Тун" в татарском языке имеет ещё значение "мороз". Это слово связано с термином "тундра" - замороженная земля. Поэтому Кара-Тун в мифологии перечисленных нродов имеет ещё значение "чёрная смерть". Мифологический Кара-Тун - это злой змей (в русской мифологии «карачун», в украинской «коротун»), который в самый короткий день (22 декабря) проглатывает солнце, что грозит страшными холодами. Колядующие прогоняли его веселыми плясками и песнями. То, что, булгары, с суеверным трепетом относились к «каратуну», косвенно зафиксировал арабский путешественник ал-Гарнати: «Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено» (352). У русских, термин «карачун» в значении «гибель», «смерть», используется до сих пор. В народе говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». Наличие общих мифологических терминов косвенно подтверждает общую для этих народов древнюю историю. Они сосуществовали в общем государстве со времён гуннского нашествия (конец 4 века) и вплоть до середины века девятого.

В дальнейшем, в восточной части региона, где отмечено проживание мери, веси и т.д. возросло влияние усилившейся Волжской Булгарии. В 865 году ханом Волжской Булгарии стал сын Светогора мусульманин Габдулла Джилки. На трон его подняли, по словам Гази-Бараджа: «Анчийский голова Нанкай, эсегельский бий из сабанского рода джулут - Тарнак, эсегельский бий из сабанского рода барын - Алабуга и бурджанский бий из рода юмарт – Бел»(353). Как мы видим, славяне (анчийцы) принимали активное участие в становлении Волжской Булгарии. Гази-Барадж пишет, что Джилки сразу активно взялся за расширение пределов своего государства: «Первым делом он двинулся к устью Тамтазая и этим добился подчинения Бершуда, которым правил моджарский или “чирмышский” по-бурджански бий Куш из рода Аскала. Куш, желая показать кану, что он приобрел в его лице верного бия, со всем своим ополчением - урмой - совершил поход на запад и север. На западе он дошел до реки, которую объявил границей Булгарии под названием Куш-Урма. А на севере бий Куш подчинил Булгару арские, сэбэрские и урские племена, проживавшие между реками Нукрат-су и Чулман и Кар дингезе. Северные арские владения стали называться провинцией Бийсу, а сэбэрские - провинциями Ура и Байгул...»(354). Здесь: Тамтазай - река Зай, левый приток Камы; Куш-Урма - река Кострома; арские, сэбэрские и урские племена - арские, финно-угорские и самоедские племена; Нукрат-су - река Вятка; Чулман - река Кама; Кар дингезе - Карское море (море Мраков).

Рис.76. Карта территории Волжской Булгарии, 870 г.

Как мы видим, экспансия Волжской Булгарии была направлена как раз в те места, где сейчас существует достаточное количество финно-угорских народов. На мой взгляд, присоединение данных территорий к Булгарии, стало главной причиной распространения финно-угорских языков на Европейской части современной России. Посудите сами, завоевание этих территорий велось силами финно-угров (мождар). Кроме того, среди жителей центральной части Булгарии финно-угорские языки в те времена тоже имели значительное распространение. По свидетельству Гази-Бараджа, в 895 году в Волжской Булгарии была проведена перепись населения: «В тот год Микаиль провел в Булгаре подсчет населения и выявил, что в стране 190 тысяч человек, говоривших на кыргызском и баджанакском наречиях сабанов, 180 тысяч - на арском, 170 тысяч - на моджарском или башкортском и 10 тысяч - на хонских наречиях - бурджанском и сербийском»(355).

Как видите, автор конца 9 века не относил арские языки к финно-угорским (моджарскому и башкортскому). Следовательно, в лесной части Восточной Европы в это время ещё преобладали языки аров, а не финно-угров. Моджары в основном жили в то время на территории современной Башкирии.

Как могла маленькая Булгария так быстро присоединить к себе такие огромные территории? Захват их объясняется просто. Эти земли были заселены отдельными малочисленными племенами охотников и рыболовов, занимающихся также малопроизводительным земледелием, которые не имели общей организации и были неспособными оказать достойного сопротивления. Из-за их малочисленности они были быстро подвергнуты ассимиляции. Появления на их территории более многочисленных и более организованных моджаров и привело к изменению языка общения местных арских племен.

С этими событиями (присоединение данных территорий к Булгарии) можно связать и появление большинства топонимов, имеющих финно-угорскую или тюркскую этимологию. В настоящее время современные ученые упорно стоят на том, что это древние названия местных автохтонов. Но значительную часть из названий, которыми оперируют эти ученые, можно найти в булгарских летописях. Их происхождение булгарские авторы связывают с конкретными историческими событиями, происходившими уже после 9 века. Назову, для примера, только несколько топонимов, созданных на основе финно-угорских языков, появление которых зафиксировано в булгарских летописях. Это, как вы, наверно, обратили внимание и река Куш-Урма, которую местное славянское население потом адаптировало под свои языческие верования, как Кострому, это и город Суздаль, о происхождении которого я уже рассказывал, и река Клязьма (Гюль-Асма). Можно еще вспомнить старое название города Кирова - Хлынов. Он по свидетельству булгарских летописей тоже возник в 866 году и затем был назван Колыном, в честь вселильного эмира 12 века Колына. Река Кокшага, текущая в Мари Эл, тоже названа в эти времена, согласно летописи ее назвали Кукджаком. Город Арзамас оснавал потомок Чернояра (Караджура), варяга, который ушел вместе с Алмышем из Киева в Булгар (я о нем писал). Возник этот населённый пункт в середине 11 века. Как видим, завоеватели не гнушались переименовывать на свой лад гидронимы и топонимы, что подтверждает мою мысль о не желании булгар и финно-угров употреблять старые чужие названия. Как назывались на языке аборигенов-аров реки Кострома, Клязьма, Кокшага и др. мы уже не узнаем никогда. Но говорить об их совсем уж древнем (изначальном) происхождении после публикации свода булгарских летописей «Джагфар тарихы», не приходится.

В дальнейшем к Булгарии на некоторое время присоединялись территории Владимиро-Суздальского, Муромского и Рязанского княжеств. Благодаря этому булгарские названия и финно-угорский язык смогли проникнуть и на эту территорию. Так, Гази-Барадж сообщает, что в 895 году к Волжской Булгарии были присоединены земли между Волгой и Окой до самого Ростова. Но южная часть этой территории, населенная мурдасами оставалась полунезависимой. В 930 году Хаддад стал князем мурдасов. Его земли охватывали современную Московскую область, южную и восточную часть Владимирской, часть Нижегородской, Тульской, Рязанской и Калужской областей. В 964 году Святослав (Барыс) отобрал у Булгарии Ростов, а у мурдасов Муром. За булгарами в этих местах остался только маленький кусок современных Нижегородской и Ивановской областей, заключенный между реками Лух, Ока и Волга: «А в 964 году мурдасы предложили сыну Угыра Барысу помочь им овладеть Каном, за что обещали платить дань Башту. Барыс сначала взял у наших Джир, а затем проплыл к Кану и овладел им. Талиб Мумин, желая вовлечь Барыса в хазарскую войну, уступил ему западную часть Кортджака до Балына, но Восточный Кортджак от Лока до Саин-Идели остался за Булгаром до 1164 года...»(356).

Второй период экспансии булгар на правом берегу Волги, связан со временами татаро-монгольского ига. Автор булгарской хроники Гази-Барадж, будучи принцем крови правящей династии Булгарии, но не имеющий реальной власти бежал к монголам, где получил титул личного посла верховного правителя Монголии Угэдэя. Это позволило Булгарии долгое время находиться на правах младшего союзника Чингизидов. Что было единственным исключением в империи монголов. Булгары принимали непосредственное участие в завоевании Руси и в дальнейшем сборе дани. Дань собирали сами булгары, без участия татар. Именно тогда слово «бессермены», одно из наименований булгар на Руси, приобрело негативный смысл - басурмане.

Печенеги же, изгнавшие угров из степей Восточной Европы, поселились в Северном Причерноморье, где жили отдельными племенами, совершенно независимыми друг от друга. Часто их, в качестве воинов нанимали правители соседних государств. Печенеги упоминаются и в войске князя Игоря, Мала, Волжских булгар, хазар.

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что современные финно-угорские народы впервые появились в степной части Восточной Европы (в Заволжье) на рубеже эр вместе с армией гуннского полководца Кама-Батыра. Они поселились на территории современной Башкирии и в Самарской области, где подверглись значительной ассимиляции местными мурдасами. Появление финно-угров в Европе, повлекшее за собой формирование многочисленных угорских народностей: мари, мордвинов, удмуртов, венгров, вогулов и т.д. произошло только в 9 веке нашей эры. Финно-угры, включенные в систему Волжской Булгарии, составляли значительную часть воинских формирований данного государства. Они сумели распространиться на значительных территориях, подвергнув ассимиляции племена аров, автохтонов лесных пространств Восточной Европы. Оказали они значительное влияние и на мурдасов, расселившихся на территории современной Центральной России. От контактов мадьяр с мурдасами (вятичами) возникли на данной территории племена мурома, мещера, мокша и др. В дальнейшем, чалдоны и самары, переселяясь в Сибирь, контактировали там с племенами, являющимися также потомками этих же финно-угорских племён (с ханты и манси).

Конец статьи

Примечание: при цитировании ссылка на сайт skolo.ru и автора обязательна

Литература:

344. Бу Юрган «Казан тарихы». С.231.

345. Гази -Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.66.

346.Бу Юрган «Казан тарихы». С.211.

Категория: История племён и народов

Просмотров: 2536 | Добавил: njudin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz